Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Ректор ТПУ: в чем преимущества уровневой системы подготовки инженеров

1 декабря 2014, 18:22 UTC+3
Интервью ТАСС профессора Петра Чубика
Материал из 1 страницы
Петр Чубик

Петр Чубик

© ТПУ

ТОМСК, 1 декабря. О необходимости повышения качества подготовки инженерных кадров в России в последнее время говорится все чаще. Достаточно подробно эта тема обсуждалась на недавно состоявшемся X съезде Российского союза ректоров.

Идеи и предложения высказываются разные. Ректор МГУ Виктор Садовничий, выступая на съезде, предложил "вернуться к вопросу о пятилетней и даже шестилетней подготовке ведущего инженерного корпуса нашей страны по монопрограммам".

Свое мнение об этой идее в интервью высказал ректор одного из старейших технических вузов России – Национального исследовательского Томского политехнического университета, профессор Петр Чубик.

- Петр Савельевич, сейчас, как известно, в российских вузах ведется подготовка по нескольким уровням. Есть бакалавриат с четырехлетним циклом обучения и есть двухгодичная магистратура. Ваше отношение к предложению ректора МГУ о возвращении к системе подготовки инженеров по пятилетнему (и даже шестилетнему) циклу обучения по "монопрограммам"?

- На мой взгляд, такая эксклюзивная, ведь речь идет о ведущем инженерном корпусе, моноуровневая подготовка возможна, но при обязательном соблюдении двух условий. Во-первых, это должны быть образовательные программы не сегодняшнего, а завтрашнего дня. А во-вторых, на них должны быть набраны студенты с минимальной дифференциацией уровня подготовленности к обучению по таким программам – наиболее талантливые и способные. Во всех остальных случаях уровневая подготовка более предпочтительна.

- В чем же преимущества уровневой подготовки?

- Преимуществ массового профессионально ориентированного бакалавриата и селективной элитной магистратуры перед специалитетом, на мой взгляд, несколько. Такая система позволяет сохранить возможности высококачественной подготовки элитных инженерных кадров в условиях массовизации высшего образования. В советское время все высшее образование, по сути, было элитным. В вузы поступали примерно 20 процентов самых лучших выпускников школ. Сегодня туда поступает до 80% вчерашних школьников, то есть студентами становятся молодые люди с очень разным уровнем подготовленности к обучению в вузе. И только благодаря наличию второго уровня – магистратуры – и конкурсного отбора в нее, примерно те же 20 процентов лучших выпускников школ, как и в советское время, получают возможность элитной инженерной подготовки.

Помимо массовизации, кстати, есть еще как минимум две причины, почему качество инженерного образования не достаточно высокое. Это снижение престижа инженерной профессии. И не столько в силу не самой большой зарплаты инженера при сложном труде, сколько потому, что сегодня, в условиях рыночной экономики, инженеру стать руководителем (читай – хозяином) предприятия (директором, главным инженером) гораздо труднее, чем это было раньше при плановой экономике. Вторая причина состоит в том, что качественная выборка поступающих на инженерные направления и специальности, по сравнению с советским периодом, существенно уменьшилась. Сегодня ЕГЭ по физике сдают не более 30 процентов выпускников школ, из них на хорошие баллы – только половина.

Преимуществом уровневой подготовки также является ее гибкость и чуткость к запросам рынка. В наше стремительное время технологии, а, соответственно, и требования к компетенциям технических специалистов, меняются быстрее, чем пятилетний цикл подготовки в специалитете. В таких условиях магистратура с ее двухлетней продолжительностью и правами вуза на 70 процентов самостоятельно определять содержание магистерских программ, несомненно, способна более оперативно реагировать на имеющиеся и будущие потребности рынка труда.

- Как по вашему мнению к уровневой подготовке относятся сами студенты?

Уровневая подготовка порождает среди студентов конкуренцию за право поступить на следующий уровень образования – в магистратуру. И это, как следствие, ведет к повышению качества освоения ими образовательных программ в бакалавриате, и в целом – к повышению качества подготовки инженерных кадров. Если этого пока никто не ощутил, то только потому, что массового выпуска бакалавров в нашей стране еще не было, он состоится в 2015 году.

Важно и то, что уровневая подготовка, гармонизированная с европейскими и другими образовательными системами высшего образования, содействует развитию экспорта образовательных услуг, делает российское образование более привлекательным для иностранных студентов. Она способствует академической мобильности и реализации программ уровня «двойной диплом» с зарубежными вузами-партнерами. А это, в свою очередь, является сильным побудительным мотивом для выбора лучшими выпускниками школ инженерных направлений подготовки.

Наконец, уровневая подготовка дает возможность студентам учиться в магистратуре любого вуза, а не только своего родного, что содействует внутрироссийской академической мобильности и связанной с ней циркуляцией мозгов, а также конкуренции между вузами в борьбе за лучших студентов. А конкуренция заставляет больше работать и меньше спать.

 

ТПУ был основан в 1896 году как Томский технологический институт императора Николая II. В состав вуза сегодня входит 11 учебных институтов, 99 кафедр, 3 НИИ, 17 научно-образовательных центров и 68 научно-исследовательских лабораторий.

На сегодняшний день ТПУ входит в десятку лучших вузов России согласно рейтингу Министерства науки и образования РФ.

Профессорско-преподавательский состав университета – более 1,5 тысячи человек, в вузе обучаются 22 тысячи студентов, в том числе из стран дальнего зарубежья (Германии, Великобритании, Франции, Чехии, Китая, Японии, Вьетнама, Индии, Республики Корея, США, Израиля). За свою более чем вековую историю университет подготовил более 150 000 специалистов.

В 2009 году ТПУ вошел в число 12 вузов страны, получивших статус национального исследовательского университета (НИУ). В 2013 году ТПУ вошел в ТОП-15 ведущих российских вузов, которые в рамках программы Минобра повышают свою международную конкурентоспособность и к 2020 году должны войти в мировой ТОП-100 университетов.

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама