Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Чем полезна и вредна ранняя специализация школьника

25 июня 2014, 20:09 UTC+3
На Западе старшеклассник сам выбирает предметы для изучения в выпускных классах. Российские школы готовятся к подобной системе, и главное - не допустить провалов в образовании
Материал из 3 страниц
Учащиеся на уроке в физико-математическом лицее №239

Учащиеся на уроке в физико-математическом лицее №239

© ИТАР-ТАСС/ Юрий Белинский

Школьник узкого профиля

Перед старшеклассниками и их родителями неизбежно встает проблема выбора будущей профессии. Во многих странах признают, что всему на свете школьника не научить, поэтому зарубежные педагоги считают, что  последние годы учебы в школе следует посвятить углубленному изучению тех дисциплин, с которыми, скорее всего, будет связано ближайшее будущее выпускника или выпускницы.

Предоставляя школьнику-старшекласснику возможность выбрать специализацию, мы просто открываем дверь естественному движению. Ведь даже если есть жесткий учебный план, дети, достигнув определенного возраста, понимают, что им действительно интересно и пригодится в будущем. Исак Фрумин Доктор педагогических наук, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ

И все же существуют риски ранней специализации, особенно понимаемой прямолинейно. Во-первых, увлечения молодых людей имеют свойство меняться: иногда так кардинально, что сам юноша, вчера интересовавшийся биологией, удивляется, насколько сильно его сегодня захватила история. Кроме того, уже очевидно, что и лингвисту нужна математическая база: все больше наук и сфер деятельности развиваются на стыке областей знаний. Поэтому перед российской школой возникает непростая задача – соблюсти баланс между свободой выбора предметов (с уменьшением их числа) и необходимостью избежать серьезных пробелов в образовании следующих поколений выпускников. 

Если ребенок в состоянии выбрать специализацию в незрелом возрасте – хорошо. Но не всегда просто определить, к чему лежит душа. Возможность выбора важна, но важно и то, чтобы можно было изменить профиль, если решение окажется неверным. Специализация не должна быть западней. Анатолий Александров Ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана

В Германии, например, уже после четвертого класса, последнего в начальной школе, учеников ставят перед выбором (выбор обусловлен академическими способностями ребенка и желанием семьи): обучение в гимназии, где можно будет подготовиться к поступлению в высшее учебное заведение, в основной школе, в которой преподаются те же предметы, что и в гимназии, но в медленном темпе и с добавлением некоторых профессионально-ориентированных курсов, после которой можно продолжить обучение в профессиональном училище, или же в средней школе, по окончании которой можно продолжить обучение в профессиональном учебном заведении более высокого уровня. «Для Германии, Голландии и вообще севера Европы раннее выстраивание индивидуальных образовательных траекторий до недавнего времени было особенно характерным, но сейчас эта практика уходит», – отмечает Исак Фрумин.

Заместитель директора Научно-исследовательского института столичного образования (НИИСО) Эммануил Баграмян объясняет, что в вопросе специализации школьника важен индивидуальный подход. В российских школах должна быть система психологического сопровождения – наподобие применяемой в частных британских школах –, задача которой – помощь в выявлении способностей, которые могут указать на будущую профессию ученика.

Интересно, что эта задача вовсе не решается легко, если способности у ребенка на высоте. Наоборот, если он без особенных усилий справляется со всеми школьными предметами, что для способных детей не редкость, то родителям часто  кажется, что отпрыск может быть успешен во всем. В итоге не исключено, что уже во время учебы в высшей школе студент обнаружит, что, скажем, углубленное изучение точных наук ему не дается.

Однако и с детьми, чьи способности можно охарактеризовать как средние, не проще. Такого ребенка, что называется, не видно, и вычленить его явные интересы получается далеко не сразу. Единственное верное решение – предоставить ему возможность искать себя как можно дольше. Главное, чтоб было где искать. Лучший способ избежать рисков неверного выбора пути – максимальное разнообразие образовательной среды: важны не только уроки, но также широкий спектр факультативных занятий.

Как ни странно, эксперты отмечают, что проще всего решить вопрос специализации с детьми, которые в обучении проявляют себя слабо. Нет другого пути, кроме как сосредоточиться на дисциплинах, которые даются лучше всего, и целенаправленно ими заниматься.

Если работает психологическая служба, если мы с первого класса ведем ребенка, предоставляя ему разнообразные возможности и в рамках учебного плана, и в дополнительном (внеклассном, внешкольном) образовании, риски минимизируются. Эммануил Баграмян Заместитель директора Научно-исследовательского института столичного образования (НИИСО)

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама