Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Почувствуй разницу: чем отличается карьера физика в России и Германии

5 августа 2015, 14:25 дата обновления: 5 августа 2015, 14:44 UTC+3
Обладатель мегагранта правительства РФ Алексей Устинов о плюсах и минусах отечественного и зарубежного высшего образования
Поделиться
Материал из 3 страниц
профессор Алексей Устинов

профессор Алексей Устинов

© Фото предоставлено Российским квантовым центром

Германия - один из ключевых партнеров России в области науки и образования. Получить диплом немецкого вуза для наших соотечественников сегодня не представляет большой сложности: для этого существует множество грантовых и стипендиальных программ. Мы попросили обладателя мегагранта правительства РФ, руководителя одной из научных групп Российского квантового центра, Лаборатории сверхпроводящих метаматериалов НИТУ "МИСиС", по совместительству уже много лет заведующего кафедрой экспериментальной физики Технологического института Карлсруэ, профессора Алексея Устинова рассказать, в чем состоит разница между подготовкой студентов, выбравших естественные специальности, в России и Германии.

- Главное отличие в том, что в Германии устроена абсолютно гибко. Здесь отсутствует понятие "университетская группа", в которой все проходят одну и ту же программу. Да, в рамках Болонского соглашения у каждого студента имеется необходимый список предметов, набирать курсы и баллы по которому можно по-разному. Как это сделать, каждый решает для себя индивидуально. С одной стороны, такая система имеет свои преимущества: она позволяет ребятам выбрать то, что им нравится или нужно, а также то, в чем они могут показать себя лучше. Но с другой - из-за этого многие встают на путь наименьшего сопротивления, делая ставку на те предметы, которые для них легче. Из-за этого общее качество образования, на мой взгляд, страдает. В российских вузах, напротив, крепка традиция организации обучения в этаком школьном формате - как учились все в одном классе, так и продолжают грызть гранит науки в одной университетской группе. Конечно, кто-то опережает товарищей, кто-то - отстает, но в целом все двигаются вместе. В Европе такого нет, человек до диплома может учиться и 11 семестров, и 9, и 15... Там ключевым фактором является работоспособность студента.

- Как вы оцениваете различия в уровне базовой подготовки студентов начальных курсов в России и Германии?

- Все зависит от того, о каком университете идет речь. Среди россиян, по моему мнению, одни из самых толковых ребят, с самой лучшей подготовкой, особенно по физике и математике, обучаются в МФТИ. В том числе среди них много олимпиадников, начальный уровень подготовки которых существенно выше уровня студентов европейских университетов. В Германии есть тенденция, по которой примерно 70% абитуриентов предпочитают не покидать родные края, чтобы получить высшее образование. Они выбирают университет вблизи своего места жительства и школы. Такова традиция, хотя, может быть, они действуют по инерции. Но для толковых ребят, естественно, рекомендуется обратное - смена университета, например, после получения диплома бакалавра во всем мире только приветствуется. Правда, далеко не все, по разным соображениям, в том числе экономическим, могут себе это позволить.

В России, напротив, есть лучшие университеты, где собираются интеллектуальные "сливки" со всей страны, их уровень базовых знаний очень высок.

В результате в среднестатистическом немецком университете студентов, изначально равных по знаниям тем, кто обучается в МФТИ или МГУ им. М. В. Ломоносова, мало. Их уровень, безусловно, слабее. Но немецкие ребята умеют себя хорошо организовать, и многие из них потом достигает больших высот, несмотря на то что они не проходили закалку нашей школы, не участвовали в соревнованиях таких форматов, как олимпиады, которые, конечно, очень стимулируют молодых россиян…

Но, тем не менее, они все равно добиваются того, что, получив диплом магистра, по своим знаниям становятся вполне сопоставимы с уровнем хороших, средних студентов того же МФТИ.

- Существуют ли различия в карьерных устремлениях ваших учеников из России и Германии? Как они видят свое будущее - хотят остаться в науке? Развивать образование? Уйти в бизнес?

- Разница есть. Дело в том, что основной потребитель выпускников любого немецкого университета - промышленность, высокотехнологичные фирмы. Лучшие мои немецкие выпускники в основном работают в таких гигантах, как Bosch, Siemens AG и др. Лишь единицы имеют шанс стать профессорами университета, количество таких вакансий весьма ограничено. То есть занятие наукой, безусловно, не является там самоцелью.

В России же, с другой стороны, была давняя традиция: лучшие студенты всегда оставались в науке и становились либо сотрудниками институтов системы РАН, либо преподавателями вузов. Это клише сохранилось до настоящего времени в голове у большинства людей... Чтобы ситуация изменилась, нужен четкий запрос со стороны промышленности.

В стране должен существовать тот самый IT-бизнес, которым эти выпускники будут востребованы. Знаю, что успешные отечественные IT-компании, например "Яндекс", Parallells, уже привлекают лучших дипломников наших вузов. Но, к сожалению, сейчас количество этих компаний в стране не настолько велико, чтобы они определяли рынок трудоустройства российских выпускников.

- Как различаются специальности и направления, которые выбирают абитуриенты в России и Германии, и насколько это коррелирует с запросами общества?

- Мне всегда казалось правильным выбирать не то, что модно в данный момент, а то, что интересно. Тем более что за время, пока человек учится в вузе, то, что не было модным в год его поступления, может стать востребованным на рынке труда. В любом случае предсказать здесь что-то достаточно сложно, развитие идет некими волнами. Приведу пример: в конце 1990-х - начале 2000-х в Германии был период "перепроизводства" дипломированных врачей. Сейчас это время прошло, и высококвалифицированные доктора вновь очень нужны стране. Что касается физиков, то это всегда крайне востребованные специалисты, ведь они готовы работать всюду, от компьютерного анализа финансов до каких-то инженерных дисциплин. Этот довольно широкий спектр специальностей - полезный результат от наличия общего физического образования: если человек смог его получить, то со многими темами, в которых требуется креативность и незашоренное мышление, он способен справиться. 

В Германии сейчас студенты охотно выбирают физику в качестве основного направления. Я вот-вот начну читать очередной курс, на нем ожидается порядка 250 человек, хотя еще несколько лет назад было всего около 150 - количество желающих изучать физику заметно растет. В России я лишь иногда читаю лекции для студентов, к сожалению, на полноценное преподавание в НИТУ "МИСиС" у меня времени не хватает - в Москве я больше занимаюсь наукой. Однако то, что вижу со стороны, меня радует: НИТУ "МИСиС" теперь пытается позиционировать себя шире, чем просто инженерный, металлургический вуз, и это очень правильно. Здесь, например, существует сильная кафедра теоретической физики и квантовых технологий. Но в целом в России основной источник специалистов нашего профиля - это по-прежнему МФТИ, НИЯУ МИФИ и МГУ им. М. В. Ломоносова. Хотя уверен, что многие ребята, которые сейчас приходят на физику в НИТУ "МИСиС", весьма талантливы и будут успешно работать в этой области.

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
В других СМИ
Реклама
Реклама