Международная консалтинговая компания по кадрам Emerging по заказу газеты Times Higher Education (THE) провела исследование востребованности выпускников университетов работодателями из 20 стран мира (в том числе из России). Участникам исследования, в числе которых были руководители кадровых агентств и 3450 директоров международных компаний, было предложено ответить на вопросы: какие вузы из числа национальных и мировых университетов вызывают у них наибольшее доверие с точки зрения профессиональной подготовки выпускников и почему. На основе полученных ответов был составлен рейтинг Global University Employability Ranking 2016, опубликованный в THE.
В опросе приняли участие крупные международные и национальные корпорации из разных сфер экономики, нанимающие ежегодно не менее 50 новоиспеченных специалистов. И хотя в финальном зачете сюрпризов не случилось - первые места достались престижным американским и британским университетам, лидирующим и в других рейтингах, все же обозначилась новая тенденция. Исследование показало, что технические и специализированные вузы дают фору классическим университетам в трудоустройстве выпускников, а такие страны, как Германия, Франция, Швейцария и Китай, включающие в университетские программы стажировки и производственную практику, постепенно вытесняют из рейтинга американцев и британцев.
Диплом или профессионализм?
Достаточно сказать, что в этом году в первую десятку попал Мюнхенский технический университет (TUM, читайте статью). Всего же среди 150 лучших в мире - 11 университетов из Германии, столько же из Франции, 10 из Китая (включая Гонконг), 7 из Швейцарии. Хорошие результаты в трудоустройстве выпускников демонстрируют также Япония, Израиль, Канада и Скандинавские страны. Так, Норвегия, Швеция, Дания и Нидерланды представлены в рейтинге 15-ю вузами. Получается, что имя и статус университета продолжают иметь значение для работодателей, но в то же время все большую роль играют и другие критерии. А именно: профессиональный опыт, специализация, набор умений, позволяющих быстро войти в рабочий процесс. В идеале, компания хочет получить "готовый продукт" и не желает тратить время и деньги на дополнительную подготовку молодого специалиста. Подавляющее большинство опрошенных работодателей заявило, что задача вуза - давать не только профильное образование, но и практические навыки, другими словами - обеспечить выпускнику то, что в английском языке называется employability.
Но проблема в том, что полного совпадения у вузов и рекрутеров в трактовке этого термина нет. К примеру, президент Мюнхенского технического университета (TUM, 8-е место) Волфганг Херманн убежден, что только неразрывная связь вуза с производством может гарантировать успешное трудоустройство выпускников. "У нас в Мюнхене создана идеальная экономическая и технологическая среда, - говорит г-н Херманн. - Такого количества крупных заводов и концернов по соседству с институтом, наверное, нет нигде". Как следствие, студенты TUM начинают подрабатывать и стажироваться на BMW, Siemens, Lindern и на других предприятиях еще во время учебы. Оттуда же приходят и преподаватели-практики, что в совокупности позволяет познакомиться с будущей профессией изнутри.
Большинство университетов из первой десятки рейтинга, в том числе Калифорнийский технологический институт (CalTech, 1-е место), Массачусетский технологический институт (MIT, 2-е место), Стэнфорд (5-е место), также известны тесным сотрудничеством с бизнесом. Но вместе с тем декан департамента карьеры Стэнфорда и директор карьерной программы для выпускников Career Ventures Брет Алперт считает, что гораздо больше студент может получить в университете, а не на рабочем месте. "Я бы сказал, чем шире и разнообразнее учебная программа, тем больше возможностей появляется у студента, - говорит он. - Студенту надо дать возможность познакомиться как можно с большим количеством людей с разными интересами и понять, чем же он хочет заниматься сам. Прежде всего, мы должны помочь студентам развить лидерские качества, критическое мышление, технические знания. Все вместе это пригодится не только в карьере, но и в жизни вообще".
Такого же мнения придерживается директор службы карьеры Эдинбургского университета Шейла Грин: "Идея в том, чтобы студент мог экспериментировать и искать себя, пробуя себя в разных областях и открывая различные карьерные возможности. Это путь к самопознанию и своему месту в этом мире". Однако такой "широкий подход" не всегда устраивает работодателей, которым нужно что-то более конкретное, а именно профессионализм. Согласно опросу, диплом престижного вуза - отнюдь не гарантия готовности выпускника к работе (employability). Это наименее важный фактор, который принимается во внимание компаниями-работодателями, если верить данным исследования. Но при этом, нанимая сотрудников, рекрутеры продолжают подстраховываться, больше доверяя "известным брендам", таким как Гарвард, Кембридж, Йель и Оксфорд. Одна из причин - в мобильности современного рынка труда. За последние 14 лет число иностранных студентов в вузах по всему мира выросло в 2,5 раза. Соответственно, и контингент сотрудников крупных компаний становится более интернациональным. Для иностранца диплом топ-университета - это своего рода пропуск в международный бизнес.
Читайте далее…