3 марта 2017, 09:17

К работе готов

Karlsruhe Institute of Technology

Комментарии к рейтингу зарубежных университетов с самым высоким уровнем трудоустройства выпускников

Международная консалтинговая компания по кадрам Emerging по заказу газеты Times Higher Education (THE) провела исследование востребованности выпускников университетов работодателями из 20 стран мира (в том числе из России). Участникам исследования, в числе которых были руководители кадровых агентств и 3450 директоров международных компаний, было предложено ответить на вопросы: какие вузы из числа национальных и мировых университетов вызывают у них наибольшее доверие с точки зрения профессиональной подготовки выпускников и почему. На основе полученных ответов был составлен рейтинг Global University Employability Ranking 2016, опубликованный в THE.

В опросе приняли участие крупные международные и национальные корпорации из разных сфер экономики, нанимающие ежегодно не менее 50 новоиспеченных специалистов. И хотя в финальном зачете сюрпризов не случилось - первые места достались престижным американским и британским университетам, лидирующим и в других рейтингах, все же обозначилась новая тенденция. Исследование показало, что технические и специализированные вузы дают фору классическим университетам в трудоустройстве выпускников, а такие страны, как Германия, Франция, Швейцария и Китай, включающие в университетские программы стажировки и производственную практику, постепенно вытесняют из рейтинга американцев и британцев.

Диплом или профессионализм?

Достаточно сказать, что в этом году в первую десятку попал Мюнхенский технический университет (TUM, читайте статью). Всего же среди 150 лучших в мире - 11 университетов из Германии, столько же из Франции, 10 из Китая (включая Гонконг), 7 из Швейцарии. Хорошие результаты в трудоустройстве выпускников демонстрируют также Япония, Израиль, Канада и Скандинавские страны. Так, Норвегия, Швеция, Дания и Нидерланды представлены в рейтинге 15-ю вузами. Получается, что имя и статус университета продолжают иметь значение для работодателей, но в то же время все большую роль играют и другие критерии. А именно: профессиональный опыт, специализация, набор умений, позволяющих быстро войти в рабочий процесс. В идеале, компания хочет получить "готовый продукт" и не желает тратить время и деньги на дополнительную подготовку молодого специалиста. Подавляющее большинство опрошенных работодателей заявило, что задача вуза - давать не только профильное образование, но и практические навыки, другими словами - обеспечить выпускнику то, что в английском языке называется employability.

Но проблема в том, что полного совпадения у вузов и рекрутеров в трактовке этого термина нет. К примеру, президент Мюнхенского технического университета (TUM, 8-е место) Волфганг Херманн убежден, что только неразрывная связь вуза с производством может гарантировать успешное трудоустройство выпускников. "У нас в Мюнхене создана идеальная экономическая и технологическая среда, - говорит г-н Херманн. - Такого количества крупных заводов и концернов по соседству с институтом, наверное, нет нигде". Как следствие, студенты TUM начинают подрабатывать и стажироваться на BMW, Siemens, Lindern и на других предприятиях еще во время учебы. Оттуда же приходят и преподаватели-практики, что в совокупности позволяет познакомиться с будущей профессией изнутри.

Большинство университетов из первой десятки рейтинга, в том числе Калифорнийский технологический институт (CalTech, 1-е место), Массачусетский технологический институт (MIT, 2-е место), Стэнфорд (5-е место), также известны тесным сотрудничеством с бизнесом. Но вместе с тем декан департамента карьеры Стэнфорда и директор карьерной программы для выпускников Career Ventures Брет Алперт считает, что гораздо больше студент может получить в университете, а не на рабочем месте. "Я бы сказал, чем шире и разнообразнее учебная программа, тем больше возможностей появляется у студента, - говорит он. - Студенту надо дать возможность познакомиться как можно с большим количеством людей с разными интересами и понять, чем же он хочет заниматься сам. Прежде всего, мы должны помочь студентам развить лидерские качества, критическое мышление, технические знания. Все вместе это пригодится не только в карьере, но и в жизни вообще".

Такого же мнения придерживается директор службы карьеры Эдинбургского университета Шейла Грин: "Идея в том, чтобы студент мог экспериментировать и искать себя, пробуя себя в разных областях и открывая различные карьерные возможности. Это путь к самопознанию и своему месту в этом мире". Однако такой "широкий подход" не всегда устраивает работодателей, которым нужно что-то более конкретное, а именно профессионализм. Согласно опросу, диплом престижного вуза - отнюдь не гарантия готовности выпускника к работе (employability). Это наименее важный фактор, который принимается во внимание компаниями-работодателями, если верить данным исследования. Но при этом, нанимая сотрудников, рекрутеры продолжают подстраховываться, больше доверяя "известным брендам", таким как Гарвард, Кембридж, Йель и Оксфорд. Одна из причин - в мобильности современного рынка труда. За последние 14 лет число иностранных студентов в вузах по всему мира выросло в 2,5 раза. Соответственно, и контингент сотрудников крупных компаний становится более интернациональным. Для иностранца диплом топ-университета - это своего рода пропуск в международный бизнес.

Читайте далее