Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

От Leyland до "Волжанина": история московских автобусов

8 августа 2014, 11:21 UTC+3
8 августа 2014 года исполняется 90 лет со дня открытия регулярного автобусного сообщения в столице
Материал из 1 страницы
{{$root.cfg.modules.slider.galleryTable_1365495.stepNow *12 +1}} - 12 из {{$root.cfg.modules.slider.gallery_1365495.sliderLength-1}}
Автобусы английской фирмы Leyland в центре Москвы, 1932 год
Автобусы английской фирмы Leyland в центре Москвы, 1932 год
Автобусы английской фирмы Leyland в центре Москвы, 1932 год
© ИТАР-ТАСС/Архив
Валовая улица, 1955 год
Валовая улица, 1955 год
Валовая улица, 1955 год
© ИТАР-ТАСС/Борис Трепетов
На Манежной площади в Москве, 1962 год
На Манежной площади в Москве, 1962 год
На Манежной площади в Москве, 1962 год
© ИТАР-ТАСС/Архив
Водитель рейсового автобуса, 1963 год
Водитель рейсового автобуса, 1963 год
Водитель рейсового автобуса, 1963 год
© ИТАР-ТАСС/Архив
Рейсовый автобус "Икарус-180", 1968 год
Рейсовый автобус "Икарус-180", 1968 год
Рейсовый автобус "Икарус-180", 1968 год
© ИТАР-ТАСС/Виктор Будан
Автобус ЛиАЗ-677, 1974 год
Автобус ЛиАЗ-677, 1974 год
Автобус ЛиАЗ-677, 1974 год
© ИТАР-ТАСС/Виталий Созинов
Большой театр в Москве, 1970 год
Большой театр в Москве, 1970 год
Большой театр в Москве, 1970 год
© ИТАР-ТАСС/Архив
Кутузовский проспект в Москве, 1972 год
Кутузовский проспект в Москве, 1972 год
Кутузовский проспект в Москве, 1972 год
© ИТАР-ТАСС/Валентин Соболев
Первые турникеты появились в автобусах Солнцевского автобусного парка, 2003 год
Первые турникеты появились в автобусах Солнцевского автобусного парка, 2003 год
Первые турникеты появились в автобусах Солнцевского автобусного парка, 2003 год
© ИТАР-ТАСС/Сергей Фадеичев
Выделенные полосы для общественного транспорта в Москве, 2011 год
Выделенные полосы для общественного транспорта в Москве, 2011 год
Выделенные полосы для общественного транспорта в Москве, 2011 год
© ИТАР-ТАСС/ Станислав Красильников
Автобус, оборудованный специальным подъемником для людей с ограниченными физическими возможностями, 2009 год
Автобус, оборудованный специальным подъемником для людей с ограниченными физическими возможностями, 2009 год
Автобус, оборудованный специальным подъемником для людей с ограниченными физическими возможностями, 2009 год
© ИТАР-ТАСС/Юрий Машков
На "умных" остановках пассажиры могут проложить свой путь на интерактивной карте и узнать точное время прибытия автобуса или троллейбуса, 2013 год
На "умных" остановках пассажиры могут проложить свой путь на интерактивной карте и узнать точное время прибытия автобуса или троллейбуса, 2013 год
На "умных" остановках пассажиры могут проложить свой путь на интерактивной карте и узнать точное время прибытия автобуса или троллейбуса, 2013 год
© ИТАР-ТАСС/ Сергей Карпов
1
...
{{item.num+1}}
...
{{$root.cfg.modules.slider['gallery_1365495'].sliderLength - 1}}
{{$root.cfg.modules.slider['gallery_1365495'].sliderLength - 1}}
+
Автобусы английской фирмы Leyland в центре Москвы, 1932 год
© ИТАР-ТАСС/Архив
Валовая улица, 1955 год
© ИТАР-ТАСС/Борис Трепетов
На Манежной площади в Москве, 1962 год
© ИТАР-ТАСС/Архив
Водитель рейсового автобуса, 1963 год
© ИТАР-ТАСС/Архив
Рейсовый автобус "Икарус-180", 1968 год
© ИТАР-ТАСС/Виктор Будан
Автобус ЛиАЗ-677, 1974 год
© ИТАР-ТАСС/Виталий Созинов
Большой театр в Москве, 1970 год
© ИТАР-ТАСС/Архив
Кутузовский проспект в Москве, 1972 год
© ИТАР-ТАСС/Валентин Соболев
Первые турникеты появились в автобусах Солнцевского автобусного парка, 2003 год
© ИТАР-ТАСС/Сергей Фадеичев
Выделенные полосы для общественного транспорта в Москве, 2011 год
© ИТАР-ТАСС/ Станислав Красильников
Автобус, оборудованный специальным подъемником для людей с ограниченными физическими возможностями, 2009 год
© ИТАР-ТАСС/Юрий Машков
На "умных" остановках пассажиры могут проложить свой путь на интерактивной карте и узнать точное время прибытия автобуса или троллейбуса, 2013 год
© ИТАР-ТАСС/ Сергей Карпов

8 августа 1924 года в Москве открылся первый регулярный автобусный маршрут. Трасса протяженностью 8 верст (8,5 км) проходила от Каланчевской площади (ныне Комсомольская) через Мясницкую улицу до Александровского вокзала (ныне Белорусский).

Весь маршрут был разбит на 4 станции и 13 остановок, время в пути составляло 25-27 минут. На линии курсировало восемь автобусов английской фирмы Leyland с интервалом 6-8 минут. Каждый из них имел 28 мест для сидения, еще шесть-семь пассажиров могли стоять в проходе. Плата за проезд одной остановки составляла 10 коп. Для эксплуатации нового вида транспорта был выделен персонал в 45 человек (шоферы, кондукторы, ремонтные рабочие).

Как развивалось автобусное движение в Москве

К концу 1925 года коммунальное хозяйство Москвы насчитывало уже 94 автобуса Leyland, 30 автобусов MAN (Германия), 12 Renault (Франция) и 2 автобуса Ford (США). Это позволило открыть новые маршруты на окраинах столицы. В начале 1928 года работали уже 18 автобусных линий общим протяжением 158 км.

В конце 1930-х годов в город стали поступать первые советские автобусы. Их выпускали Ярославский автозавод (сначала Я-3, затем Я-6 на 36 мест) и столичный завод АМО (АМО-4 на 26 мест и АМО-Ф на 15).

В 1931 году АМО был переименован в автомобильный завод им. Сталина, или ЗИС. Эта аббревиатура дала название всем последующим маркам выпускаемых здесь автобусов. В 1934 году в Москве появились автобусы ЗИС-8, в 1938 году - ЗИС-16. К 1940 году автобусное сообщение охватывало уже все районы города и пригороды. Функционировали порядка 60 городских и несколько загородных маршрутов, включая два ночных: "Б" (по Садовому кольцу) и № 24 (площадь Свердлова - автозавод им. Сталина).

В 1947 году в Москве начали эксплуатироваться автобусы ЗИС-154, спустя два года их начали заменять на ЗИС-155. В конце 1950-х появился усовершенствованный автобус ЗИЛ-158 (автомобильный завод им. Лихачева, бывший ЗИС), позже ЛиАЗ-158 и ЛиАЗ-158В (Ликинский автозавод). Эти модели составляли основу подвижного состава автобусных парков с конца 1950-х до середины 1970-х. Появившийся в конце 1960-х годов ЛиАЗ-677 использовался на линиях вплоть до конца 1990-х годов. С конца 1960-х в дополнение к автобусам "ЗИЛ" и "ЛиАЗ" начали поступать венгерские автобусы "Икарус".

В 1970 году автобусы курсировали по 226 городским маршрутам общей протяженностью 2208 км при среднем выпуске на линию порядка 4 тыс. машин. К 2000 году в столице действовали уже 442 городских маршрута протяженностью почти 3300 км.

На чем сегодня ездит столица

На сегодняшний день автобус - самый востребованный наземный городской пассажирский транспорт в Москве. В столице организовано 668 автобусных маршрутов общей протяженностью 7 тыс. км. Самый протяженный - № 1004, соединяющий 5-й микрорайон Северного Бутова и столичный поселок Каменка (73,1 км), самый короткий - № 653К, следующий от метро "Фили" до Филевского парка (2,2 км).

Оператором городских пассажирских перевозок является ГУП "Мосгортранс". В его структуру входят 19 автобусных парков, на балансе которых числится 7431 единица линейного подвижного состава. Ежедневно 5295 автобусов перевозят 3 661 548 пассажиров.

Эксплуатируются в основном автобусы "ЛиАЗ", а также "Икарус", "МАЗ" и "Волжанин". С 2004 года техническое оснащение транспортных средств соответствует европейским требованиям, предъявляемым к современному подвижному составу. Все новые автобусы - низкопольные, оборудованы для подъема и спуска инвалидов-колясочников и пассажиров с детскими колясками, звуковой информационной системой и электронным табло с бегущей строкой (содержит информацию об остановочных пунктах, температуре в салоне и др.).

Автобусы "Мосгортранса" оснащены автоматической системой обнаружения и тушения пожара и бортовым навигационно-связным терминалом ГЛОНАСС. Большинство из них оборудованы системами кондиционирования. На некоторых маршрутах действует бесплатный беспроводной интернет (Wi-Fi).

Все автобусы оснащены автоматизированной системой контроля проезда (турникетами и валидаторами).

Для проезда в городском общественном транспорте столицы действуют различные виды билетов: от 1 до 60 поездок, единый билет на наземный городской пассажирский транспорт, включая метрополитен и монорельс, карта "Тройка", "90 минут" и льготные проездные. Цена билета на одну поездку с июня 2014 года составляет 30 руб.

Начиная с 2011 года для улучшения транспортного обслуживания жителей удаленных районов города на участках выделенных полос для общественного транспорта организованы полуэкспрессные маршруты (автобусы № 901-907).

С августа 2013 года действуют три ночных маршрута - № Н1 (от Озерной улицы до аэропорта Шереметьево), № Н2 (от Беловежской улицы до Лубянской площади) и № Н3 (Уссурийская улица - Лубянская площадь) с интервалом движения 30 минут.

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама