Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Профессиональное образование после 9-го класса выбирают 45% российских школьников

15 января 2015, 14:23 UTC+3 МОСКВА /Корр. ТАСС, Арина Лебедева
По мнению главы Минобрнауки Дмитрия Ливанова, это говорит о развитии системы колледжей и техникумов
Материал из 1 страницы
© ИТАР-ТАСС/Дмитрий Рогулин

МОСКВА, 15 января. /Корр. ТАСС Арина Лебедева/. Почти половина российских школьников после 9-го класса продолжают образование в колледжах и техникумах. Об этом сообщил на заседании правительства РФ глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов.

По его словам, "за последнее десятилетие доля тех, кто именно после 9-го класса идет получать профессиональное образование, увеличилось почти на 10 процентных пунктов - с 34 до 45%". "После 9-го класса чуть больше 55% школьников выбирают траекторию "старшая школа - вуз", остальные идут в колледжи и техникумы", - сказал Ливанов.

"Это важная тенденция, которая говорит и о росте привлекательности системы профессионального образования, и о развитии в целом системы наших колледжей и техникумов", - подчеркнул министр. Он добавил, что "это актуально в связи с тем, что дефицит квалифицированных рабочих кадров сейчас особенно артикулируется работодателями".

Более того, по его словам, "в последние годы социологические обследования - и это также продемонстрировал мониторинг - показывают увеличение числа предприятий и организаций, то есть работодателей, имеющих договоры с организациями профессионального образования о целевой подготовке рабочих кадров".

Мониторинг российской системы образования проведен впервые с момента вступления в силу федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и содержит аналитические данные о состоянии отрасли.

Около 60% работодателей предпочитают специалистов с высшим образованием

Как заявил Ливанов, около 60% работодателей при найме на работу отдают предпочтение специалистам, получившим высшее образование. Он отметил, что в последние годы много говорится о превышении числа специалистов с высшим образованием над потребностями рынка труда. "Действительно, мы сегодня в соответствии с законом об образовании обеспечиваем почти половину выпускников 11-х классов школы бюджетными местами в вузах, а еще примерно 40% поступают на места с полным возмещением затрат на обучение", - сказал министр.

При этом Ливанов отметил, что "данные социологических исследований стабильно на протяжении последних 10 лет показывают, что около 60% работодателей при найме на работу отдают безусловное предпочтение специалистам с высшим образованием, с навыками к последующему обучению".

Он также сообщил, что Минобрнауки отмечает снижение числа выпускников 11-х классов с 1,4 млн в 2004 году до 600 тыс. в прошлом году. По словам министра, "это является следствием снижения демографии". При этом он отметил, что "это снижение нагрузки на сеть высших учебных заведений позволяет эффективно проводить ее оптимизацию". В этом вопросе, по словам Ливанова, министерству помогает мониторинг эффективности вузов, с помощью которого за последний год из реестра лицензий на ведение деятельности в сфере высшего образования исключено более 450 образовательных организаций - в основном это негосударственные вузы, филиалы некоторых государственных вузов. 

Более 70% школьников дополнительно занимаются в кружках

По данным министра, более 70% российских школьников занимаются по дополнительным образовательным программам - в кружках, спортивных секциях и на факультативах. Он напомнил, что "в советское время была сформирована система специализированных организаций дополнительного образования, в которых реализовывались программы технической, спортивной, творческой и иных направлений, а занятия по дополнительным программам, так называемая кружковая работа, проводилась на базе школ".

"В последние годы мы также видим, что быстро развивается система образовательных программ для детей младших возрастов, дошкольных возрастов на базе школ", - отметил Ливанов. В целом, по данным главы Минобрнауки, "охват детей от 5 до 18 лет всеми формами дополнительного образования в рамках федерального статистического наблюдения составляет сегодня около 65%". "Если говорить об охвате школьников дополнительными программами, то соответствующий показатель составляет 71%, из них 46% детей посещают дополнительные занятия непосредственно в школе", - сообщил министр.

Он также обратил особое внимание на то, что в СССР в начале 1970-х годов значения этих показателей составляли 73 и 46% соответственно. "То есть нам в целом удалось восстановить охват детей программами дополнительного образования после провала 1990-х годов", - сказал Ливанов.

По его словам, "значительное увеличение участия школьников в кружковой работе связано с переходом на новый образовательный стандарт, в котором предусмотрены внеурочные компоненты общего образования". Министр сообщил, что "доля детей, посещающих различные кружки и секции в школе, за два года увеличилась более чем на 7%, при этом количество посещающих дополнительные занятия за отдельную плату увеличилось крайне незначительно - менее чем на 1%".

"Задача будущего года - обеспечить гибкий эффективный механизм развития дополнительного образования, обеспечить увеличение охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием до 75%", - сказал Ливанов.

Предпосылок для роста нагрузки на учителей нет

По мнению Ливанова, реальных предпосылок для роста нагрузки на учителей нет. Мониторинг, который опирается на данные Росстата, не показывает роста нагрузки на педагогов, отметил он. "У нас число педагогов изменяется пропорционально числу школьников. Таким образом, реальных предпосылок для роста нагрузки на учителей нет", - сказал Ливанов.

Министр подчеркнул, что Минобрнауки и эксперты "связывают жалобы на возрастающую нагрузку с более широким применением современных информационных технологий в школах". "Мы видим, что в ряде регионов, например, одновременно с электронными журналами учителям приходится вести обычные, то есть выполнять двойную работу. Безусловно, это недопустимо, и сейчас развернута масштабная программа повышения квалификации учителей, уровня их знакомства и уровня их использования современных информационных технологий", - отметил Ливанов. С другой стороны, по его словам, есть и положительные примеры, когда современные технологии активно используются и "реально разгружают учителей". "Мы эти примеры и будем распространять", - сказал глава министерства.

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама