МОСКВА, 17 марта. /ТАСС/. Общественная палата повторно выступила против введения так называемого налога на интернет. Об этом сообщила ТАСС председатель комиссии ОП по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Лидия Михеева.
"Концепция глобальной лицензии (налог на интернет - прим.ред.) вводит не механизм защиты исключительных прав, а механизм их законодательного ограничения путем введения принудительного осуществления авторских и смежных прав через общества по коллективному управлению правами", - говорится в заключении ОП по итогам экспертизы законопроекта "О внесении изменений в Гражданский кодекс РФ в части совершенствования оборота результатов интеллектуальной деятельности в информационно- телекоммуникационных сетях", подготовленного Минкультом.
Михеева уточнила, что члены ОП проголосовали и приняли это заключение, документ будет опубликован на сайте ОП во вторник утром. Она напомнила, что ОП впервые выступила против введения "налога на интернет" в декабре 2014 года - в рамках "нулевых чтений" концепции глобальной лицензии.
Концепция глобальной лицензии была представлена в октябре 2014 года Российским союзом правообладателей /РСП/, совет которого возглавляет Никита Михалков. РСП предложил новый механизм платы за использование защищенных копирайтом материалов в сети - взимать с операторов связи сбор в зависимости от количества абонентов и эти деньги делить между правообладателями. Инициатива получила отрицательный отклик из большинства министерств и ведомств, а также от участников отрасли. Но в феврале 2015 года на едином портале раскрытия правовой информации была размещена новая версия проекта закона, подготовленная Минкультом и практически повторяющая первую версию законопроекта.
В отрицательном заключении ОП на законопроект Минкульта говорится, что "налог на интернет" формирует у пользователей "ложное ощущение правомерности их действий, поскольку они уже заплатили всем правообладателям за все результаты интеллектуальной деятельности". При этом авторы законопроекта ошибочно полагают, "что весь без исключения распространяемый в сети интернет-контент является нелегальным, и все без исключения пользователи интернета используют его незаконно", указывается в заключении ОП. Это противоречит положению ГК РФ о свободном воспроизведении контента пользователями в личных целях и принципам работы легальных площадок, которые размещают контент на условиях лицензионных договоров с конкретными правообладателями и выплат вознаграждений в их пользу. "Налог на интернет" также легализует работу "пиратских" провайдеров контента: за счет этого легальные площадки начнут терять привлекательность, так как смысла покупать контент, если за него уже заплачен "налог", нет.
Одновременно "законопроект навязывает пользователям услуги, в которых они не заинтересованы", считают в ОП. При этом интернет-пользователи будут нести двойные расходы за получение фактически одной и той же услуги - при использовании телематических услуг связи и при покупке оборудования и материальных носителей /в РФ веден налог в 1% на любое ввозимое на территорию страны оборудование для персонального воспроизведения контента/.
Также сейчас нет оборудования для учета объектов авторского права в медиа-трафике. "Оценки затрат, необходимых для создания и эксплуатации такого оборудования, свидетельствуют о том, что первое вознаграждение после введения "глобальной лицензии" можно будет выплатить не ранее чем через 10 лет после ее введения", - подчеркивают в ОП. Также в заключении указано, что концепция глобальной лицензии создаст условия для нарушения конституционных норм по защите тайны частной жизни и тайны связи.
Одновременно с этим ОП приняла резолюцию с просьбой к Госдуме о моратории на рассмотрение законопроектов в области авторских и смежных прав в цифровой среде до конца 2015 года, добавила Михеева. В соответствующем документе говорится, что принятие резолюции ОП связано с вступлением в силу с 1 мая 2015 года поправок, расширяющих действие "антипиратского закона" на другие виды контента помимо музыки. В ОП считают необходимым сформировать "правоприменительную практику механизмов блокировки сайтов, а также выработки продуманного концептуального решения по стратегии развития законодательства в указанной сфере", объясняется в документе позиция ОП.