22 мая 2015, 11:02

Яровая считает, что в совете при Минобрнауки не читали законопроект о единых учебниках

ИТАР-ТАСС/ Георгий Копытин
Проект закона, о котором идет речь, был внесен в Госдуму в мае Яровой и ее однопартийцем, председателем комитета по образованию Вячеславом Никоновым

МОСКВА, 22 мая. /ТАСС/. Глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая ("Единая Россия") заявила, что не удивлена отрицательной реакции Общественного совета Министерства образования и науки РФ на предложение депутатов создать единую линейку школьных учебников по русскому языку, литературе, истории России и математике.

Как сообщила парламентарий журналистам, ее "не удивляет позиция Министерства образования и науки". По словам парламентария, у нее сложилось ощущение, "что те, кто писал заключение, просто не читали сам законопроект".

"Наличие базовых учебников гарантирует "золотой стандарт" образования"

Проект закона, о котором идет речь, был внесен в Госдуму в мае Яровой и ее однопартийцем, председателем комитета по образованию Вячеславом Никоновым. Как отметила Яровая, их инициативу поддержали уже 50 депутатов из разных фракций. "Безобразие, которое сегодня творится с учебниками, - это только часть проблемы. Наш закон касается в целом качества образования и прекращения дискриминации детей и учителей", - отметила парламентарий.

Накануне на сайте Минобрнауки появилось заявление Общественного совета, в котором говорится, что законопроект о единой линейке школьных учебников может привести "к катастрофическим для системы образования последствиям". В Совете подчеркнули, что введение так называемого базового содержания в структуру стандартов как механизма контроля и надзора приведет к еще более "мелочной, детальной и бессмысленной" регламентации работы учителей, а также ограничению числа учебников, "сделают невозможным обучение детей с разными потребностями (ограниченными возможностями здоровья, одаренных ребят и т.п)".

Яровая подчеркнула, что законопроект "предусматривает свободу использования учителем учебных пособий, материалов и иных средств обучения, обеспечивая тем самым свободу научного творчества и преподавания, а также возможность дать дополнительные знания для углубленного изучения предмета одаренными детьми". "Наличие при этом базовых учебников гарантирует "золотой стандарт" качественного образования для всех детей, не позволяя его понижать", - сказала депутат.

Она напомнила, что, согласно законопроекту, разрабатывать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы) должна Российская академия образования, "а не НКО и ООО или иные физические и юридические лица, заключившие госконтракт с Минобрнауки". "Минобрнауки в качестве заказчика уже потратил на разработку ФГОСов около полумиллиарда рублей, а результат пока отрицательный", - заявила автор законопроекта.

Один учебник или единство требований к учебнику

По мнению членов Общественного совета при Минобрнауки, следовало бы ограничить число учебников по каждому учебному предмету, но гарантированная законом разумная вариативность должна оставаться в любом случае. "Введение лишь одного безальтернативного учебника демотивирует учителя, превращая его в толмача прописных истин, делая ненужным педагогический поиск", - говорится в заявлении.

Председатель Общероссийской ассоциации учителей литературы и русского языка, член Совета при президенте РФ по русскому языку Людмила Дудова пояснила журналистам, что речь идет не об одном учебнике, а о единстве требований и ограничении количества учебников. "Базовое содержание как раз станет той основой, которая даст возможность, учитывая законодательную базу, предусматривающую отведение 70% федерального компонента и 30% вариативного компонента, обеспечить единство подхода именно в федеральном компоненте. А 30% - пожалуйста, сколько угодно, вносите региональные особенности, используйте творческое начало", - отметила она.

Член Общественного совета Минобрнауки, профессор Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена Сергей Рукшин заявил, что не все члены совета подписали заключение. По мнению Рукшина, ситуация с единством образовательного пространства "действительно трагическая". "Мы катастрофически понизили качество преподавания, и иллюзия выбора не спасет нашу школу. И сам факт появления такого законопроекта, несмотря на его очевидные недостатки, меня радует", - сказал он журналистам.