МОСКВА, 1 июня. /ТАСС/. Последние случаи самоубийств онкологических больных не связаны с проблемой получения ими обезболивающих, сообщил врио руководителя Росздравнадзора Михаил Мурашко на совещании в Госдуме.
"По резонансным случаям, которые касались добровольного ухода из жизни, последние контрольные мероприятия показали, что они не были связаны с получением наркотических препаратов и звонков на горячую линию не поступало", - сказал Мурашко.
Он напомнил, что горячая линия по вопросу обеспечения и выписки наркотических лекарственных средств была открыта по поручению министра здравоохранения России Вероники Скворцовой 1 апреля 2015 года.
"По горячей линии всего поступило около 400 звонков, причем около 40% касались обеспечения наркотическими препаратами", - сказал Мурашко. По его словам, основная масса вопросов решалась в течение 2-3 часов.
Всего за 1 квартал 2015 года в Росздравнадзор поступило 12 жалоб от граждан, столкнувшихся с проблемами в получении наркотических обезболивающих препаратов.
Врачи бояться выписывать наркотические обезболивающие
Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) разъяснит врачам в регионах, что им не будут предъявляться юридические претензии в случае выписки наркотических обезболивающих. Об этом сообщил журналистам вице-спикер Госдумы Андрей Исаев после совещания по вопросу оказания медицинской помощи онкобольным IV стадии.
"Основная проблема, которая остается, - это боязнь врачей выписывать сильнодействующие наркотики, особенно в сложных, спорных ситуациях, когда человек приехал к своим родственникам из другого региона", - констатировал парламентарий.
"Мы договорились, что представители ФСКН примут в ближайшее время участие в видеоконференции, которую министерство здравоохранения проведет для врачей, для руководителей системы органов здравоохранения регионов, чтобы еще раз прозвучали разъяснения, что врачам, которые выписывают в данном случае необходимые рецепты, никаких юридических претензий предъявляться не будет. Со своей стороны ФСКН поведет аналогичную видеоконференцию для своих сотрудников", - подчеркнул Исаев.
Он также посоветовал СМИ проявлять осторожность в своих публикациях по данной теме. "Важно, что вы ставите проблему. Но очень не хотелось бы, чтобы люди, находящиеся в неустойчивом психическом состоянии в связи с тем, что они знают, что они смертельно больны... чтобы те или иные слова подтолкнули их к тому, чтобы совершить акт, подобный самоубийству", - сказал парламентарий.
"Крайне важно, чтобы вы в ваших публикациях давали выход. А таким выходом, несомненно, является сообщение телефона горячей линии, куда можно обратиться и больным, и их родственникам, чтобы получить соответствующую помощь", - обратился Исаев к журналистам.
В свою очередь врио главы Росздравнадзора Михаил Мурашко сообщил, что за три месяца 2015 года ведомство провело 334 внеплановые проверки. Выяснилось, что в более 9 тыс. случаев врачи боялись выписывать сильнодействующие наркотические препараты единолично и собирали для этого целую комиссию. В то же время 13 тыс. рецептов были выписаны в соответствии с нормативной документацией, то есть, решение принималось одним врачом.
Госдума упростила получение сильнодействующих препаратов для онкобольных
1 июля вступает в силу закон, облегчающий доступ тяжело больным (в первую очередь раком IV стадии) к сильным обезболивающим лекарствам. Как пояснил вице-спикер Госдумы Андрей Исаев, новый закон даст большему количеству учреждений возможность выдавать обезболивающие, срок действия рецептов будет продлен с 5 до 15 дней, будет обеспечена возможность оказания паллиативной помощи непосредственно на дому.
Исаев подчеркнул, что закон затрагивает деятельность Минздрава, Росздравнадзора, МВД, Госнаркоконтроля и др. "Мы рассчитываем, что 1 июня услышим ото всех ведомств об их готовности к выполнению закона с 1 июля. Люди должны получать необходимую поддержку и иметь возможность провести пусть даже последние дни своей жизни достойно и без боли", - заявил единоросс.
Случаи суицида онкобольных
Тема доступности сильнодействующих обезболивающих для больных онкологическими заболеваниями привлекла внимание общества после самоубийства контр-адмирала Вячеслава Апанасенко в 2014 году. По словам родственников погибшего, у военного диагностировали терминальную стадию рака, а в день перед смертью им не удалось собрать необходимые подписи для получения морфина, прописанного мужчине.
На этой неделе в Москве покончил с собой ученый-ядерщик Алексей Калагин, страдавший раком. 13 мая в центре Москвы произошел очередной случай суицида мужчины, больного раком, чуть ранее еще одна жительница столицы, страдавшая онкологическим заболеванием, покончила собой.
С начала февраля в Москве произошли более десяти самоубийств онкобольных. Заммэра Москвы Леонид Печатников связал последние случаи суицидов с психологическим состоянием погибших, а не с необеспечением их обезболивающими.