24 июня 2015, 09:47

Законопроект о противодействию злоупотреблениям с вещдоками внесен в Госдуму

Сергей Фадеичев/ ТАСС, архив

Срок изъятия предметов, не признанных вещественными доказательствами, включая электронные носители информации и документы, ограничат 10 днями

МОСКВА, 24 июня. /ТАСС/. Законопроект о борьбе со злоупотреблениями с вещественными доказательствами, не получившими официально этот статус и необоснованно долго хранящимися при проведении следствия, внесен на рассмотрение Госдумы. Авторами поправок выступили единороссы - Виктор Пинский и Илья Костунов.

Авторы предлагают "закрепить срок установления процессуального статуса изъятым в ходе досудебного производства, но не признанным вещественными доказательствами предметам, включая электронные носители информации и документы, до 10 дней с момента изъятия". В случае необходимости и принятия решения об экспертизе этот срок составит 30 дней.

Дальнейшее его продление до 3 месяцев будет возможно при особо сложных уголовных делах. Решение будет приниматься судьей по ходатайству следователя, внесенному с согласия руководителя соответствующего следственного органа по субъекту РФ, либо по ходатайству дознавателя с согласия прокурора субъекта РФ или приравненного к нему военного прокурора. В исключительных случаях срок предлагается увеличивать судом до 6 месяцев с момента изъятия. "Дальнейшее продление срока предлагаемым проектом не допускается, и в случае не придания процессуального статуса, предметы возвращаются лицам, у которых они были изъяты", - подчеркивается в пояснительной записке.

Разработчики отмечают, что по действующему законодательству "разумный" срок между изъятием предмета и постановлением следователя о его признании вещественным доказательством или не признании таковым может составлять долгие месяцы, иногда годы. "Предметы могут быть изъяты у владельца и очень долгое время, образно говоря, лежать в кабинете следователя, не имея процессуального статуса", - пишут парламентарии. Они отмечают, что досудебное производство само по себе является серьезным психологическим испытанием, а изъятые на неопределенный срок предметы, могут, например, затормозить работу целого предприятия, которое в свою очередь понесет значительные убытки, вплоть до банкротства. "Предметы изымаются не только у подозреваемых, но и у физических и юридических лиц, связанных с подозреваемыми договорными или иными отношениями", - указывают единороссы.

Между тем чаще всего следователи игнорируют ходатайства лиц о возврате изъятых предметов, или же направляют отказы-"отписки", ссылаясь на свои полномочия, утверждают депутаты. При этом обжаловать в суд такие отказы или же бездействие следователя по невозврату предметов без процессуального статуса в силу действующих норм бессмысленно.

Законопроектом также предлагается наделить суд полномочиями, которые бы позволили принимать решение о продлении срока вынесения постановления о признании вещдоками изъятых в ходе досудебного производства предметов, включая электронные носители информации и документы. "Реализация будущего закона позволит обеспечить защиту интересов лиц, не являющихся подозреваемыми или обвиняемыми, на имущество которых наложен арест от чрезмерно длительного ограничения их прав, а также предотвратит некоторые злоупотребления полномочиями на стадии досудебного производства с вещественными доказательствами", - убеждены депутаты.