30 июня 2015, 14:58

Госдума приняла во втором чтении законопроект о "праве на забвение" в интернете

Антон Новодережкин/ ТАСС

В документ внесены поправки, сделанные представителями отрасли

МОСКВА, 30 июня. /ТАСС/. Госдума приняла сегодня во втором, основном, чтении резонансный законопроект об удалении ссылок в интернете на неактуальную информацию о гражданах. В документ, получивший негласное название о "праве на забвение", были внесены поправки, значительная часть которых стала результатом компромисса парламентариев с представителями отрасли.

Так, документ позволяет гражданам требовать от оператора поисковой системы, распространяющего интернете рекламу, прекратить выдачу сведений об указателе страницы сайта с информацией о себе, если она распространяется с нарушением законодательства РФ, является неактуальной или "утратившей значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя". Исключением при этом является информация о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли, а также информации о совершении гражданином преступления, по которому не снята или не погашена судимость.

Как пояснил глава профильного комитета Госдумы по информационной политике Леонид Левин, при подготовке ко второму чтению было "устранено понятие "достоверность", которое создавало риски удаления любой достоверной информации, с момента опубликования которой прошло три года". "Вместо него введено понятие "неактуальность" с целью приблизиться к принципам, используемым в ЕС и позволяющим устранять ссылки на неточную, неадекватную и неполную информацию", - уточнил депутат.

Требование заявителя должно будет содержать его фамилию, имя и отчество, паспортные данные, контактную информацию. В нем должна будет присутствовать не устраивающая пользователя ссылка, указано основание для прекращения ее выдачи поисковой системой, подтверждено согласие на обработку персональных данных.

Поисковик, рассмотрев заявление гражданина и изучив его аргументы, может принять решение либо об удалении этих ссылок, либо об отказе в этом.

Срок рассмотрения заявления пользователя ко второму чтению увеличен с трех календарных дней до 10 рабочих. "Также в интересах граждан увеличен срок, предоставленный на исправление ошибок в заявлениях, удостоверяющих документах, - до 10 рабочих дней", - отметил Левин.

На оператора возлагается обязанность не раскрывать информацию о факте обращения к нему гражданина с рассматриваемым требованием.

В случае, если поисковик ответил на заявление об удалении ссылок отказом, гражданин имеет право обратиться в суд "с требованием о прекращении выдачи ссылок на соответствующую информацию". При этом иски могут подаваться по месту жительства истца.

Закон должен вступить в силу с 1 января 2016 года.

В пакете с данной инициативой были внесены также поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, которые предусматривают крупные штрафы (до 3 млн рублей) для поисковиков за неисполнение решения суда об удалении ссылок. Их рассмотрение запланировано на осеннюю сессию Госдумы.

Пример эффективной работы интернет-сферы и государства

Работа над законопроектом о "праве на забвение" является примером эффективного взаимодействия интернет-отрасли и государства в лице администрации президента РФ, профильного комитета Госдумы, федеральных органов исполнительной власти. Такое мнение высказали сегодня в Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), комментируя одобрение Госдумой во втором чтении данного проекта закона.

"Благодаря проделанной работе удалось в кратчайшие сроки и максимально эффективно подготовить законопроект ко второму чтению, учесть все принципиальные предложения и изменения отрасли и предоставить их депутатам", - подчеркнули в ассоциации.

Глава РАЭК Сергей Плуготаренко выразил уверенность, что "в случае, когда имеется мощная экспертиза и консолидация мнений, с одной стороны, и плотный рабочий контакт с представителями Госдумы, администрации президента и Минкомсвязи - можно достичь хорошего результата и удовлетворить максимально возможное количество отраслевых предложений". "Надеюсь, что мы сможем в дальнейшем продвинуться и в отношении вопросов, оставшихся нерешенными: либо на этапе принятия закона, либо благодаря возможным реформам судебной системы, а также на этапе правоприменения", - сказал он.