10 сентября 2015, 17:01

По городу без пробок: как зарубежный опыт каршеринга повлияет на дорожную ситуацию Москвы

Артем Геодакян/ ТАСС

Система краткосрочной аренды автомобилей с поминутной оплатой заработала в столице с 10 сентября, пока для желающих доступны 100 автомобилей

МОСКВА, 10 сентября. /ТАСС/. Москва присоединилась к числу мегаполисов, которые активно практикуют услугу каршеринга - систему краткосрочной аренды автомобилей с поминутной оплатой.

С четверга москвичи и гости столицы смогут арендовать автомобиль в любое время в любой точке города и использовать его как личный транспорт. Власти надеются, что это поможет улучшить дорожную ситуацию и сделать город более экологичным.

Для чего это нужно?

В пресс-службе столичного департамента транспорта ТАСС сообщили, что краткосрочная аренда автомобилей успешно зарекомендовала себя во многих крупных городах мира, таких как Милан, Париж, Лондон, где в среднем около 4% населения стали его активными пользователями.

"Опыт европейских городов показывает, что в первые 3 года запуска услуги каршеринг в городе 30% пользователей системы продают личные автомобили. Соответственно, одна машина каршеринга заменяет 10 машин личного транспорта, что способствует существенному снижению трафика", - сказали в пресс-службе.

В конечном итоге снизится нагрузка на улично-дорожную сеть и увеличится пропускная способность столичных дорог. Кроме того, успешное развитие каршеринга позволит улучшить экологическую обстановку в мегаполисе: уже к 2020 году количество загрязняющих выбросов в Москве может быть сокращено на 10-15 процентов.

Как это работает?

На презентации новой услуги, которая прошла в четверг на Новом Арбате, дорожные специалисты сошлись во мнении: Москве давно не хватало сервиса, который мог бы не только разгрузить улицы, но и стать доступной услугой за приемлемую плату. Каршеринг похож на сервис велопроката: находишь свободный автомобиль на специализированной стоянке и оплачиваешь его аренду по установленному тарифу. Причем забронировать автомобиль можно удаленно, скачав мобильное приложение на смартфон.

Протестировать новую услугу в Москве вызвалась компания "Делимобиль", до конца августа она предоставит городу 100 автомобилей Hyundai Solaris, до конца года - уже 500 машин. К автомобилям каршеринга будет предъявляется ряд требований: длина - не более 450 см, ширина - не более 170 см, тип топлива - не ниже Евро-4, автомобиль должен быть не старше одного года и оборудован системой ГЛОНАСС/GPS и рядом других технических устройств.

Сколько это стоит?

По словам заммэра Москвы Максима Ликсутова, сначала система будет протестирована в пределах Третьего транспортного кольца. В перспективе взять машину в аренду за невысокую плату можно будет в любой точке города, а в случае сохранения темпа наращивания парка машин - и за пределами МКАД.

В течение первого месяца минута поездки обойдется автомобилистам в 5 рублей, за простой машины придется заплатить 1,5 рубля. С дальнейшим тарифом организаторы пока не определились, но пообещали, что он не превысит девяти рублей. Причем первые 20 минут бронирования транспортного средства предоставляются бесплатно, чтобы клиент мог спокойно дойти до выбранного в мобильном приложении автомобиля.

Оплата списывается с банковской карты, привязанной к приложению. В случае нарушения правил дорожного движения или парковки оператор каршеринга взыщет с арендатора уплаченную сумму штрафа.

Что сказали конкуренты?

Таксомоторные компании столицы расходятся во мнении о том, составит ли услуга каршеринга им конкуренцию. Руководитель "Яндекс.Такси" Тигран Худавердян считает, что новая услуга потеснит таксомоторов на рынке перевозок.

"Каршеринг безусловно будет конкурировать с такси, особенно в сегменте длинных поездок. Таких поездок на такси не очень много, но они очень выгодны для таксопарков", - сказал Худавердян.

Противоположного мнения придерживается генеральный директор ООО "Новое желтое такси" Феликс Маргарян. "Не считаю, что каршеринг может стать нам конкурентом, потому что 80% клиентов такси по каким-либо причинам просто не хотят или не могут садиться за руль. Например, нет прав или едут по делам, не хотят тратить время и деньги на парковку", - сказал Маргарян.

Он добавил, что в Европе услуга каршеринга популярна, потому что там хорошая погода, поэтому не надо идти до машины по морозу и слякоти, например, зимой, к тому же стоимость услуг такси гораздо выше, чем в Москве.

Что будет дальше?

Один из руководителей проекта "Делимобиль", председатель совета директоров итальянской компании "Дженерал инвест" Винченцо Трани в беседе с корр,ТАСС высказал мнение, что для эффективной работы системы каршеринга в Москве необходимо, чтобы у компаний, предоставляющих эту услугу, имелось не менее 10 тыс. автомобилей.

"Я думаю, что пока будет идти период адаптации жителей к этой новой услуге. Именно поэтому наша стратегия будет заключаться в том, чтобы увеличивать парк автомашин для каршеринга ежемесячно на 100 единиц. Это нужно для того, чтобы жители города всегда могли найти ближайшую к ним машину быстро", - отметил Трани.

По словам Трани, он не боится высокого уровня аварийности в Москве. "Все машины застрахованы, и я не вижу в этом особой проблемы. Кроме того, я должен отметить, что Москва не самый аварийный город. Там, где я родился, в Неаполе, количество аварий гораздо больше, наверное раза в три", - заключил он.