Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Итоги заседания Госсовета: российскому образованию нужны девайсы и электронные базы знаний

23 декабря 2015, 22:38 UTC+3 МОСКВА /Корр. ТАСС, Надежда Геращенко
Владимир Путин поддержал предложение рабочей группы Госсовета создать общедоступную электронную школу, где будут размещены учебные материалы и пособия, лекции знаменитых педагогов и ученых
Материал из 1 страницы
© Сергей Фадеичев/ТАСС

МОСКВА, 23 декабря. /Корр. ТАСС Надежда Геращенко/. Госсовет по проблемам образования, прошедший под председательством президента РФ Владимира Путина, не мог обойти вопрос инноваций. Глава государства поддержал предложение рабочей группы Госсовета создать общедоступную электронную школу, где будут размещены учебные материалы и пособия, лекции знаменитых педагогов и ученых.

"Чтобы у школьника, у учителя была возможность пользоваться самыми современными информационными ресурсами и обучающими программами. И для этого прошу проработать вопрос об увеличении скорости подключения к сети интернет учреждений общего образования", - отметил президент.

Министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров продолжил мысль, сказав, что учителей на рабочих местах необходимо обеспечить персональными компьютерами отечественного производства - ноутбуками или планшетами. Одновременно обеспечить всех российских учителей персональными гаджетами не получится из-за бюджетных ограничений, однако в течение трех-пяти лет это возможно, считает министр. При этом приоритет можно отдавать тем школам, в которых есть доступ к высокоскоростным каналам связи. Минкомсвязи и Минобрнауки подумают над этим вместе.

Девайс как путь к электронной школе

Фактически без решения вопроса внедрения "школьного девайса" невозможно ввести в школе электронные учебники. С 1 января 2015 года заработал приказ Минобрнауки РФ, который обязал все издательства учебной литературы выпускать цифровые версии пособий для школ. Но сами школы оказались не готовы к их внедрению в силу отсутствия инфраструктуры, носителей (планшетов и даже компьютеров), говорил ранее ТАСС президент и совладелец издательско-образовательного холдинга "Просвещение" Владимир Узун.

СПЕЦПРОЕКТ
Школьные перемены
Какие нововведения ждут школьников в 2015/16 учебном году и какие изменения планируются в будущем

В начале декабря гендиректор госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов на встрече с Путиным показал ему электронный учебник на базе YotaPad. Это российское производство, однако часть деталей поставляется из-за границы, в основном из юго-восточной Азии. Впрочем, с устройства нельзя выйти в интернет: оно будет работать в рамках сервера, установленного в той или иной школе, или в рамках городской сети. На устройстве будут записаны учебники, которые прошли экспертизу и сертификацию Минобрнауки РФ.

Это уже вторая попытка внедрить в российский учебный процесс специализированные планшеты. В ноябре 2011 года Анатолий Чубайс представил президенту РФ электронную книгу Plastic Logic 100 в качестве перспективного электронного учебника для российских школ, который, по замыслу, должен был бы заменить обычный формат в виде книг. Тогда же стало известно об инвестициях "Роснано" в компанию Plastic Logic и о планах по строительству завода в Зеленограде по производству "гибких дисплеев" и оснащению школ "планшетами Чубайса". Однако в мае 2012 года компания отказалась от выпуска собственных ридеров и планшетов и перенесла на неопределенный срок начала строительства завода в Зеленограде. В июне 2015 г. Чубайс признал, что разработанный компанией планшетный компьютер оказался не способен конкурировать с аналогичной продукцией Apple.

Базы знаний в цифровой среде

Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов заявил на Госсовете, что в стране начинается реализация проекта "Российская электронная школа", который позволит получить общее образование при помощи электронных ресурсов. В интернете будет создано и размещено 12 тыс. уроков лучших учителей России по основным общеобразовательным программам для 1-11 классов. Помимо этого в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. планируется "Формирование новой технологической среды общего образования". Результатом станет реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Фактически "электронная школа" - это право детей удаленных регионов получить доступ к качественному образованию, ведь больше половины школ в РФ - сельские, во многих не хватает учителей-предметников и образовательных ресурсов, пожаловался главе государства победитель всероссийского конкурса "Учитель года-2015" Сергей Кочережко.

Той же темы в рамках форума "Интернет-экономика 2015", который посетил Путин, коснулся накануне ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов. По его мнению, вскоре будет решена проблема улучшения качества образования на всех уровнях за счет трансляции лекций и семинаров лучших профессоров, публикации в интернете результатов исследований лучших университетов мира. При этом стоит ожидать роста прозрачности системы образования, когда студенты мелких вузов будут требовать повышения качества, опираясь на новое представление об уровне преподавания. Эти представления даст им онлайн-среда и доступ к лекциям профессоров-инноваторов.

"В университетах должны преподавать те, кто создает новое знание. За счет среды интернет мы увидим массовую гибель teachers universities - систем, где преподают по чужим учебникам" - предрек Кузьминов. По его оценке, возникнет возможность замещать "слабые курсы" в вузах за 20% их стоимости с помощью онлайн-курсов сильных университетов.

Он привел также данные, что первые 17 онлайн-курсов ВШЭ привлекли 0,5 млн слушателей за 1 год. Из них только 250 тыс. учатся из России. Значительная часть изучают курсы на русском из-за рубежа. По мнению Кузьминова, это позволяет продвигать "русский мир" в глобальном мировом пространстве.

Интернет привьет вкус к знаниям

Половину аудитории онлайн-курсов в мире к 2050 г. составят те, кто не учится в вузах, уверен ректор ВШЭ. "На сегодня под 20 млн человек - слушатели крупнейших систем онлайн-курсов - Coursera и Edx. Судя по динамике, можно предположить, что к 2020 г. их число возрастет до 50 млн чел. Примерно 25 млн человек из 150 млн обычных студентов будут брать онлайн-курсы и еще 25 млн добавится тех, кто не являются студентами вузов", - считает Кузьминов.

По его словам, в ближайшие пять-семь лет обучение онлайн радикально преобразует всю систему образования. "Началась вторая революция в образовании. Первая была - печатные книги. Прежде знания распространялись устно или путем долгого переписывания чужой книги. Сейчас революция происходит за счет онлайн-курсов. Образование становится возможным в течение всей жизни", - прогнозирует Кузьминов.

Революция в школьном образовании начнется с того момента, когда государство допустит возможность выбора родителями обучения их детей через интернет наравне с офлайн-школами и учреждениями дополнительного образования, считает президент сетевой образовательной платформы "ГлобалЛаб" Татьяна Крупа. По данным ВШЭ, рынок дополнительного образования в России составляет 300 млрд рублей в год и растет на 18%. Его часть вполне может перерасти в онлайн-обучение.

В свою очередь директор направления "Молодые профессионалы" Агентства стратегических инициатив (АСИ) Дмитрий Песков предостерег от создания монополии крупнейших вузов в процессе запуска и сертификации онлайн-курсов.

Основатель крупных российских образовательных интернет- ресурсов LinguaLeo и Level90 Айнур Абдулнасыров предложил создать для систематизации, повышения прозрачности и расширения рынка онлайн-образования Национальную технологическую инициативу (НТИ) EduNet.

Именно интернет-образование может стать способом снижения дефицита кадров в отрасли информационных технологий (ИТ). По данным Минкомсвязи РФ, до 2018 года оно составит 200 тыс. человек - это пятая часть всех работающий сейчас специалистов. По оценке РОЦИТ, примерно 20% выпускников инженерных специальностей могут быть перепрофилированы в сферу ИТ. Однако они не знают, какую выбрать профессию и не рассматривают всерьез ИТ, теряют интерес в процессе обычной офлайн-учебы, которая забирает много времени и сложно сочетается с основной работой, считает Сергей Гребенников из РОЦИТ.

Потребуется ревизия авторского права

Впрочем, создание единых электронных баз знаний в интернете потребует, судя по всему, ревизии авторского права. С этой инициативой на форуме "Интернет-экономика 2015" выступил эксперт комиссии по правовым вопросам Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ Иван Засурский. Он считает, что необходимо пересмотреть правовую защиту "советских произведений".

Введенная в 1995 г. по правилам Бернской конвенции ретроактивная (охрана восстанавливается и распространяется на те произведения, которые ранее не охранялись) авторско- правовая защита изъяла многие произведения, созданные за счет государства на территории СССР, из общественного достояния.

Потребуется сократить срок ретроактивной защиты с 70 до 50 лет. Пока в гражданском обороте находятся только произведения, авторы которых умерли до 1941 года. Также потребуется разработать процедуры признания произведений "сиротскими". Доля таких произведений - 40-90% от всех, созданных на территории СССР в 20-м веке. Помимо этого Засурский предложил внести изменения в закон об обязательном экземпляре с требованием предоставления его в цифровом формате, а также ограничить 10 годами мораторий на оцифровку новых произведений.

Плачевная ситуация и с доступом к научным изданиям. На сегодня 800 тыс. диссертаций и авторефератов находятся в режиме ограниченного доступа, что не снижает, а повышает возможность плагиата, и при этом ограничивает доступ к базам знаний. Нужно осуществить свободный доступ к качественным источникам оцифрованной информации на основе свободных лицензий (бесплатных, некоммерческих публикаций), уверен Засурский. Для этого потребуется сделать публикацию выпускных квалификационных работ (ВКР) в открытом доступе ключевым условием аккредитации вуза и отдельных программ высшего образования. Минобрнауки должно начать покупку и размещение в открытом доступе крупнейших баз книг и исследований, в том числе на иностранных языках.

Впрочем, помимо решения проблемы авторского права, Рособрнадзор, Россотрудничество, Ростелеком и ряд других ведомств и госкомпаний должны будут объединить усилия для разработки концепции единого электронно-культурно- образовательного пространства России, уверена вице- президент по работе с заказчиками федерального уровня "Ростелеком" Ольга Румянцева.

Показать еще
Поделиться:
В других СМИ
Реклама
Реклама
Реклама будет закрыта через {{$root.tempTimer}}