Эксперты: при организации парковок только для резидентов нужно учесть интересы москвичей

Антон Новодережкин/ ТАСС

В четырех районах столицы с 15 марта специальными знаками "Стоянка только для владельцев парковочных разрешений" обозначили 95 участков

МОСКВА, 18 марта. /ТАСС/. Парковки только для резидентов, которые с 15 марта появились в четырех центральных районах Москвы, - мера эффективная, но городским властям необходимо тщательно проработать эти участки, чтобы не дискриминировать жителей других районов столицы. Такое мнение выразили опрошенные корр. ТАСС эксперты.

В Москве с 15 марта специальными знаками "Стоянка только для владельцев парковочных разрешений" обозначили 95 парковочных мест в четырех районах города: Тверском, Пресненском, Мещанском, на Арбате, на которых могут оставлять автомобили только владельцы резидентных разрешений. Планируется, что пилотный проект продлится до конца года, затем по итогам анализа и опросов местных жителей будет принято решение о вводе данной инициативы на постоянной основе.

Проблемы с парковкой исчезнут

Проект "Парковка только для резидентов" решит множество проблем для жителей этих центральных районов. Как считает председатель Транспортной ассоциации московской агломерации, заведующий кафедрой автомобильных перевозок МАДИ Норайр Блудян, здесь наблюдается активное притяжение автомобилистов и дефицит парковочных мест в дневное и ночное время, а жители с трудом могут припарковать свой автомобиль у дома.

"Я считаю, это разумное и правильное решение, мы приветствуем любой проект, если он имеет элементы поощрения резидентства. Это обеспечит комфортные условия жизни людям, проживающим в этих районах", - сказал он.

Блудян не исключает, что в начале данный проект получит много отрицательных отзывов, но в конечном счете докажет свою эффективность и получит признание москвичей. "У нас всегда так. Когда департамент только начинал проект платного парковочного пространства, почти все были против. Но потом жизнь показала правомерность и необходимость платных парковок, в противном случае город бы просто встал", - подчеркнул собеседник агентства.

Реверанс в сторону жителей центра

Первый зампред комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Дмитрий Чугунов считает, что данный пилотный проект не учитывает мнение жителей других районов и является своеобразным реверансом в сторону жителей центра. "С одной стороны, это может иметь право на существование: желающих припарковаться всегда будет больше, чем мест, которые можно отдать под парковку. Но, с другой стороны, это влечет за собой определенные последствия - такое разделение может привести к социальной напряженности; либо такую функцию надо вводить для всех, либо не вводить вообще", - сказал он.

Чугунов полагает, что жители, имеющие преимущество для парковки в своем районе, должны оплачивать стоянку в других районах по увеличенному тарифу. "Справедливо было бы, если, выезжая за пределы своего района, вы платите больше, иначе это однобокая история - власти Москвы делают реверанс в сторону жителей центра, тем самым дискриминируя остальных жителей, которые хотели бы занять это место, заплатить за него деньги. Этот вопрос весьма спорный. В любом случае это пилотный проект, посмотрим, как он себя проявит", - пояснил собеседник агентства.

Участки надо проработать

Места только для резидентов могут безболезненно функционировать в любом районе Москвы лишь в случае, если рядом отсутствуют социально значимые объекты. В противном случае это будет дискриминировать жителей, которые приезжают в район по жизненно важной необходимости, считает вице-президент Движения автомобилистов России, адвокат и правозащитник Леонид Ольшанский.

"Мы эту точку зрения поддерживаем на 80%, но исключение должно быть. В каждом районе есть такие учреждения, как больница, поликлиника, собес, школа, научный институт, учебный институт, библиотека. Если в двух шагах от моего дома находится, к примеру, задание факультета МГУ, то поставить машину может только житель этого района? А профессор университета, приехав на работу, уже не может припарковать свой автомобиль?" - задается вопросом эксперт.

По его словам, участки для ввода таких парковочных мест "нужно тщательно проработать, чтобы не было дискриминации граждан". "Около больницы, или собеса, или крупной библиотеки вообще не должно быть парковок и знаков, запрещающих платную парковку, все должны иметь возможность подъехать туда и поставить машину бесплатно", - отметил собеседник агентства.

В конце года рано подводить итоги

С Леонидом Ольшанским согласен руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. По его словам, "только эксперты могут трезво оценить, нужна ли парковка в том или ином районе". "Массовый опрос москвичей проводить необязательно - жители этих районов, конечно, проголосуют "за", а их соседи будут протестовать", - полагает эксперт.

Он подчеркнул, что подводить итоги пилотного проекта в конце года рано, чтобы оценить его эффективность, понадобится, как минимум, год. "Говоря о перспективе расширения, я бы не торопился и к концу года. Как показывает международная практика, добиться результата за столь короткое время очень сложно", - сказал Канаев.

Льготная парковка не отменяется

Как пояснили ТАСС в пресс-службе ГКУ "Администратор московского парковочного пространства", "главная задача начатого проекта - дать резидентам приоритетное право парковаться у своих домов в условиях, когда загруженность парковочных мест в центре города достигает порой почти 100%". Вместе с тем это не отменяет существующие в столице льготы на парковку.

"Парковкой, которая будет обозначена знаком "Стоянка только для владельцев парковочных разрешений", смогут воспользоваться водители, имеющие резидентное разрешение, разрешение многодетной семьи. Оставить машину можно будет и другим автомобилистам, имеющим право на льготную парковку. Остальных водителей за стоянку здесь будут привлекать к ответственности", - привели в пресс-службе слова руководителя учреждения Александра Гривняка.

Там также отметили, что при организации парковок только для резидентов учитывали международный опыт. Подобные стоянки есть в Лондоне и Сеуле. В Берлине, Дюссельдорфе, Амстердаме и Париже резиденты паркуются на особых условиях.

Расширение зоны платной парковки в Москве с 26 декабря 2015 года