"Uber-доктор": можно ли перенести опыт такси на врачей

Максим Шеметов/ ТАСС, архив
Как меняется способ доставки медицинских услуг потребителю в Европе и США - в материале ТАСС

Одной из тем Петербургского международного экономического форума станут инновации и технологии, меняющие жизнь. О развитии телемедицины и существующих Uber-проектах в этой отрасли – в материале экспертов Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".

Перестройка способа доставки медицинских услуг потребителю является очевидным вектором развития системы здравоохранения. Особенно ярко это проявилось в развитии так называемой Uber-медицины.

Название "Uber-медицина" появилось по аналогии с сервисом такси Uber. Эта компания получила глобальную известность, сумев буквально за несколько лет взорвать рынки транспортных услуг в крупнейших мегаполисах мира за счет своей инновационной бизнес-модели.

Как это работает

"Uber-медицина" ориентирована на существенное повышение доступности врачебной помощи (прежде всего в области первичного медицинского обслуживания, включая педиатрию) с помощью интернет-технологий. Как и в случае с транспортной Uber, важнейшей особенностью этой модели в области медицинских услуг стало использование специального мобильного приложения, дающего возможность любому потребителю с помощью собственного смартфона в течение нескольких секунд вызвать на дом или в офис врача определенного профиля. Пациент вполне обоснованно может рассчитывать на его очень быстрый приезд, поскольку приложение с помощью навигатора определяет, кто из доступных врачей находится ближе всего.

Потребитель также может осуществить оперативный выбор любого из доступных в конкретный момент врачей, основываясь на отзывах (рейтингах) его предыдущих пациентов, а также заранее быть уверенным в фиксированной цене на получаемые медицинские услуги.

Для врачей и медсестер важными преимуществами участия в работе компаний, развивающих сервис телемедицины, являются не только дополнительные заработки (помимо основного места работы), но и возможности гибкого рабочего графика.

Как отмечалось в недавнем обзоре газеты Wall Street Journal, "развитие таких компаний стимулируется переплетением ряда трендов, включая возрастание интереса к так называемой экономике коллективного пользования, в рамках которой информационные технологии связывают производителей, обладающих незагруженными мощностями, с потребителями, заинтересованными в получении услуг, точно соответствующих их запросам. Многие врачи и медсестры, работающие в больницах, с удовольствием соглашаются на дополнительную работу в свободное от основной службы время".

Характерно, что в отличие от других отраслей (прежде всего в секторе пассажирских перевозок), где распространение модели Uber вызывает открытое неприятие (а иногда организованные бурные протесты и судебные иски) со стороны компаний-старожилов, действующих на основе традиционных бизнес-схем, в здравоохранении никаких признаков подобного отношения (во всяком случае, пока) не наблюдается.

Напротив, инновационные медицинские компании становятся все более привлекательным объектом венчурного инвестирования и создания разного рода партнерств для больничных сетей, которые рассматривают возрождающееся на этой новой основе домашнее медицинское обслуживание как средство сокращения числа ненужных посещений отделений экстренной помощи и случаев повторной госпитализации пациентов.

США: врач за 60 минут и видеоконференция

Хотя "Uber-медицина" начала развиваться в США всего несколько лет назад, сегодня компании, использующие эту инновационную бизнес-модель, работают уже практически во всех мегаполисах страны. При этом многие вносят в алгоритм те или иные модификации, адаптируя его к специфике своих возможностей и запросов основных пациентов.

Действующая с 2014 г. в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско фирма Heal, например, гарантирует появление врача в доме в течение 60 минут (после регистрации его вызова на сайте компании) за жестко фиксированную плату в $99.

Для ускорения логистики домашних посещений компания обеспечивает каждого врача ассистентом, который выполняет роль водителя и помогает донести портативную аппаратуру.

В Нью-Йорке фирма Pager использует транспортные услуги самой Uber, обеспечивающие быструю доставку врачей и медсестер для домашних визитов стоимостью $200.

В Миннеаполисе фирма RetraceHealth сразу после регистрации вызова пациента организует его видеоконсультацию с опытной медсестрой, находящейся в офисе компании (за $50), и лишь затем в случае необходимости направляет к нему врача из своего пула свободных в это время специалистов (еще $150).

В Атланте компания MedZed, наоборот, сначала направляет медсестру к пациенту на дом, чтобы та провела предварительные диагностические процедуры. Затем она, используя свой персональный ноутбук для видеоконференции, связывается с необходимым врачом, и уже последний определяет план дальнейшего лечения дистанционно.

Европа догоняет

Постепенно начинается проникновение бизнес-модели "Uber-медицины" и в страны Европы, хотя из-за широкого распространения государственной системы медицинского обслуживания процесс идет пока очень медленно.

Так, в Португалии первые шаги делает медицинская фирма Knok, которая создала в Лиссабоне пул из более чем 50 врачей, готовых оперативно выезжать по вызову больных, регистрирующихся на сайте компании. Стоимость их услуг составляет от 60 до 100 евро за визит, а оплата обеспечивается через специальное мобильное приложение. При этом пациенты могут ознакомиться на сайте с отзывами других больных о каждом враче, предлагающем свои услуги.

В Великобритании даже весьма консервативное министерство здравоохранения признало перспективность развития целого ряда элементов модели Uber и одобрило специальный грант в 500 тыс. ф. ст. на финансирование разработки мобильного приложения HealthCab, которое должно обеспечить оптимизацию транспортировки отдельных особенно чувствительных ко времени перевозки групп пациентов.

Алексей Березной, д. э. н., руководитель Центра исследований отраслевых рынков и бизнес-стратегий Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ

Руслан Сайгитов, д. м. н., главный научный сотрудник Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ 

Теги:
ПМЭФ-2016