8 июня 2016, 14:18

Медведев: нужно ограничить число отчетов, которые должны писать учителя

Александр Астафьев/ пресс-служба правительства РФ/ ТАСС
Повышение платы за детские сады не должно превышать уровень инфляции, также подчеркнул премьер-министр

НОВОСИБИРСК, 8 июня. /ТАСС/. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил законодательно ограничить число отчетов, которые должны писать школьные учителя, чтобы они могли больше времени уделять детям.

Соответствующую проблему глава кабмина и председатель "Единой России" озвучил на проходящем в Новосибирске партийном форуме, посвященном развитию образования и науки.

Медведев подчеркнул, что учителей не нужно "душить отчетностью" - перегружать излишними обязанностями, не имеющими отношения к их основной деятельности. Он обратил внимание, что лишь 30% отчетов, которые пишут работники школ, идут по заданию Минобразования, остальные 70% отчетов от них требуют "посторонние организации".

"Это, конечно, безобразие. Надо подготовить реальное законодательное ограничение этим отчетам. Учитель должен заниматься своим делом, причем заниматься им спокойно - а если учитель пишет отчеты, то соответственно это время украдено у наших детей", - сказал премьер. Он заявил, что даст соответствующие поручения по линии кабинета министров, а также призвал "Единую Россию" взять этот вопрос на особый контроль.

"У нас вообще такая тяга просто к различны отчетам - то в бизнесе, то в социальной сфере, в науке. Все время вылезают какие-то проверяющие", - посетовал глава правительства.

Медведев напомнил также о начатой модернизации педагогического образования, назвав ее долгим и сложным процессом. "Для школ нужно действительно готовить специалистов нового поколения, повышать квалификацию, конечно, всех работающих учителей, преподавателей. Мы тоже будем этим обязательно заниматься", - отметил премьер.

Зарплата педагогов - на контроле правительства

Власти РФ будут продолжать работу по улучшению финансового положения учителей, сказал Медведев.

Он напомнил, что ранее было принято решение об увеличении зарплат учителей до средней по региону - в реальном выражении, примерно в 1,5 раза. "Это не решило всех задач, конечно, но все-таки привлекло молодежь в школу", - констатировал Медведев.

Премьер напомнил, что еще лет 15 назад "меньше учителя в стране вообще мало кто зарабатывал". "Сегодня мы этот процесс контролируем и дальше будем обязательно этим заниматься, - пообещал Медведев. - Хочу вас заверить, мы продолжим работу по поддержке уровня заработной платы педагогов".

Глава кабмина подчеркнул, что "когда учитель перестает думать, как прокормить собственных детей, то он больше думает о том, как правильно распределить свое время для тех, кто сидит за партами". Медведев заключил, что в результате это сказывается на качестве образования.

О программе инклюзивного образования

Число детей с ограничениями по здоровью, обучающихся в школах по программам инклюзивного образования, с 2013 года возросло примерно на четверть, сказал Медведев.

Он подчеркнул важность развития коммуникативных навыков у детей, которое происходит в школьных коллективах. "Такая насыщенная жизнь важна для любого ребенка, а тем более для детей, у которых есть ограничения по здоровью. Именно поэтому мы и развиваем инклюзивное образование, все больше родителей выбирают такие классы", - сказал Медведев.

Премьер-министр РФ пояснил, что если в 2013 году в таких классах обучались всего 147 тысяч детей, "то за последние год-два эта цифра уже выросла практически на четверть". "Эта работа (по развитию инклюзивного образования) тоже обязательно должна быть продолжена", - заключил Медведев.

В некоторых регионах необходимо обновить парк школьных автобусов

Федеральный центр должен поддержать обновление парка школьных автобусов в ряде регионов, где это наиболее актуально, сказал премьер.

Он отметил, что прежняя программа обеспечения школьными автобусами была успешной, однако спустя 10 лет автобусный парк снова нуждается в серьезном обновлении, на что у субъектов РФ нет средств. "Я предлагаю рассмотреть вопрос о поддержке регионов, которые сегодня активно используют автобусы для перевозки школьников, - потому что это не везде есть, причем принять решение уже в этом году", - сказал Медведев.

О детских садах

Повышение платы за детские сады не должно превышать уровень инфляции, также подчеркнул премьер.

"Не могу не поддержать общей установки, которая здесь звучала. Действительно, любое увеличение не должно быть свыше цифр, которые демонстрирует инфляция. Эти ограничения должны быть основополагающими при принятии таких решений в регионах", - сказал он.

Медведев поручил "Единой России" постоянно следить за этой ситуацией. "Сегодня рост платы за детский сад во многих регионах обгоняет уровень инфляции. Чтобы помочь родителям, мы внесли изменения в закон об образовании, уточнили механизм формирования платы. К началу этого года в 66 регионах установили максимальный размер родительской платы. В 19 регионах эти цифры проходят согласование", - отметил глава правительства.

По словам премьера, очереди в детские сады должны остаться в прошлом, регионы могут привлекать к решению этой проблемы бизнес. 

"Обращаюсь ко всем губернаторам, которые нас видят и слышат: очереди в детские сады должны остаться в прошлом. Партия будет этот процесс контролировать. Если сами не справляетесь, нужно звать частный бизнес", - заявил премьер. "Он уже приходит в эту сферу, и мы всячески это поддерживаем", - добавил глава кабмина.

Медведев напомнил о программе ликвидации очередей в детских садах, которой правительство занималось последние несколько лет. В целом, по его словам, за три года было создано более 3 млн мест в детсадах, и проблема очередей в сады для детей в возрасте от 3 до 7 лет в целом на сегодня решена.

"Такая ситуация является общей по всей стране, но еще не везде. Есть отдельные проблемные точки", - добавил он.

О реорганизации вузов

При реорганизации вузов необходимо соблюдать права их студентов и преподавателей, сказал Медведев.

Медведев отметил, что при реорганизации неэффективных высших учебных заведений, "надо действовать, но действовать аккуратно".

"Мы за последние годы занимались реорганизацией высшего образования, реорганизовывали университеты, филиалы. Хочу сказать, что при принятии таких решений, которые действительно важны, нам необходимо прежде всего соблюдать права студентов и преподавателей, которые в этот период работали и получали образование в этих вузах", - сказал он.

Медведев добавил, что при присоединении более слабых вузов к более крупным и успешным, "нужно активно общаться с трудовыми коллективами, разъяснять причины и смысл этих решений, а также принимать решения о трудоустройстве преподавателей, которые готовы трудиться и способны к этому труду, а все студенты должны иметь возможность доучиться, получить высшее образование".