БИРОБИДЖАН, 10 июня /ТАСС/. Вручение Свитка Торы впервые пройдет в Биробиджанской синагоге 16 июня. Реликвия подарена иудеям Еврейской автономной области (ЕАО) главным раввином России Берлом Лазаром. Об этом в беседе с корреспондентом ТАСС сообщил главный раввин ЕАО Эли Рисс.
"Свиток Торы подарен нам главным раввином России Берлом Лазаром на средства анонимного спонсора в честь праздника дарования Торы - Шавуота. Свиток уже прибыл в Биробиджан, а его внесение пройдет в следующий четверг, это особое событие, которое случится для нашей синагоги впервые", - рассказал Эли Рисс.
Он добавил, что на вручение Свитка Торы в Биробиджан съедутся раввины со всего Дальнего Востока, а в качестве почетного гостя на церемонию приглашен губернатор Еврейской автономной области Александр Левинталь. "Будем праздновать и на улице, и в синагоге, танцевать и радоватья, а сам свиток внесут в синагогу почетный члены еврейской общины Биробиджана", - отметил раввин.
Сакральный предмет для иудея
Свиток Торы или Сефер-Тора - рукописный пергаментный свиток с текстом Пятикнижия Моисеева (Торы), используемый для еженедельного публичного чтения в синагоге, является главным сакральным предметом в иудаизме.
Написание Свитка Торы дозволяется только специально подготовленному переписчику в соответствии со строгими канонами еврейского религиозного права. Пергамент для свитка изготавливается из кожи кошерного вида животных. Вынос Свитка Торы и его чтение — наиболее торжественная часть богослужения в синагоге, его используют и в других церемониях. Быть вызванным к Торе — большая честь.
"День рождения еврейского народа"
"Шавуот — это Празник дарования Торы еврейскому народу, тот день, когда еврейский народ стал единым народом после выхода из Египта. 3328 лет тому назад в этот день еврейский народ на горе Синай получил Тору и 10 заповедей на скрижалях. Можно считать этот день — днем рождения единого еврейского народа, который случился на 50 день после выхода из Египта", - рассказывает о сути Шавуота Эли Рисс.
"Шавуот в этом году празднуется 12 июня, это выходной день и я надеюсь, что в синагоге в этот день будет многолюдно. Евреи от мала до велика, от детей до стариков собираются в Шавуот в синагоге, чтобы читать и слушать Тору и 10 заповедей", - объясняет биробиджанский раввин ход празника. "50 дней евреи ожидали дарования Торы, поэтому и сейчас они считают каждый из них до праздника", - отмечает он. После торжественного чтения Торы в синагоге все расходятся по домам, чтобы отметить праздник в кругу семьи.
Семейные праздник
"Шавуот — это еще и семейный праздник. В меню этого дня — блюда, для приготовления которых используется молоко и мука", - добавляет Эли Рисс. По его словам, это связано в истории евреев с тем, что три тысячи лет назад они просто не успевали приготовить для торжества кошерное мясо с соблюдением всех правил, поэтому в качестве главного исходного сырья для праздничной трапезы использовали молоко.
"В Шавуот как в шаббат — нельзя работать, нельзя пользоваться мобильными телефонами, очень много запретов. Поэтому это не массовый праздник", - отметил раввин, добавив, что празднуют его за пределами Израиля два дня, то есть в этом году не только 12 июня, но и в понедельник — 13.
Шавуот (Пятидесятница) — праздник в иудаизме в честь дарования евреям Торы на горе Синай при Исходе из Египта. За пределами Земли Израильской праздник идёт два дня.
Как и многие другие еврейские праздники, Шавуот отмечает не только определённое историческое событие, но и наступление нового сезона года, завершение очередного сельскохозяйственного цикла. Праздничная трапеза в Шавуот обязательно включает молочную и мучную пищу: сыр, творог, сметану, блинчики с творогом, пироги, торты, коврижки с мёдом, вареники, пирожки.
Биробиджанцы возвращаются к еврейской жизни
"Иудаизм — это закрытая религия, для которой не присуще, как, к примеру для христианства, миссионерство. Мы не призываем людей разных национальностей идти в синагогу и принимать иудаизм, - подчеркнул Рисс. - Но традиции для евреев едины, где бы они не жили. Биробиджан на сегодня - единственное место в мире, где я чувствую себя спокойно, потому что здесь уважительно относятся к евреям. Даже в Израиле евреям приходится сталкиваться с терактами и стычками с арабами. А здесь можно спокойно ходить по городу в кипе и на тебя никто не будет показывать пальцем и оборачиваться вслед».
"В Биробиджане я в два часа ночи как-то возвращался домой, увидел группы молодых людей на улице. Они тоже заметили меня и просто мило сказали: "Шалом". За четыре года в Биробиджане я не сталкивался с какой-либо агрессией, хотя в Москве это бывало", - рассказал ребе.
"В Биробиджане очень много ассимилировавшихся евреев, потомков первопоселенцев, которые не ходят в синагогу. Я не могу говорить, что количество прихожан в синагоге растет. Но еврейская жизнь, безусловно, переживает в ЕАО возрождение. Молодые люди, потомки тех, кто приехал сюда в тридцатых годах прошлого века, сегодня возвращаются в еврейскую жизнь, знакомятся с основными событиями еврейской истории, знают основы и интересуются еврейскими традициями", - сказал в завершение беседы Эли Рисс.