САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 17 июля. /Корр. ТАСС Наталия Михальченко/. Руководство петербургских вузов выстроило единую систему защиты студентов от идей запрещенной в РФ террористической организации "Исламское государство" (ИГ) через расширение профилактической работы. Суть этой работы заключается в раскрытии способностей студентов, в вовлечении их в творческие проекты, а также в проведении специализированных мероприятий в городе. Об этом рассказали ТАСС представители ряда вузов Санкт-Петербурга и религиозного сообщества.
"Мы ведем профилактическую работу, направленную на защиту студентов от разного рода деструктивных влияний уже пять лет", - сказал корреспонденту ТАСС начальник Департамента молодежной политики университета ИТМО (университет информационных технологий, механики и оптики) Дмитрий Светлов, комментируя методические рекомендации для педагогических работников по профилактике проявлений терроризма и экстремизма в образовательных организациях.
Эти рекомендации были разработаны в 2016 году по инициативе проректоров российских вузов после того, как в СМИ получила широкую огласку история студентки МГУ Варвары Карауловой. Она была арестована по подозрению в попытке участия в ИГ в Сирии.
Неспецифическая профилактика
По словам Светлова, профилактическая работа в ИТМО заключается в расширении возможностей студентов в творческом самовыражении, что должно стать "прививкой" не только против агитаторов запрещенной в России группировки ИГ, но представителей тоталитарных сект, распространителей наркотиков. "Иностранные студенты также максимально вовлекаются в активную студенческую жизнь. Им еще сложнее адаптироваться в чужой стране, поэтому очень важно их вовлечь с первого курса", - сказал Светлов.
Также в последние годы вуз все громче заявляет себя как партнер крупных городских мероприятий и фестивалей, отметил он. Выпускной в ИТМО в нынешнем году отмечался как общегородской праздник с демонстрацией научных проектов для широкой публики. В них было задействовано большое количество студентов. В вузе налажен "обмен культурными традициями с помощью совместных проектов и форумов: ежегодные кулинарные поединки, международные конкурсы", рассказал Светлов.
Также речь идет о просвещении студентов в области ислама. В частности, в СПбГУ были открыты новые направления по углубленному изучению мусульманской культуры. "Лекции студентам этих курсов читают в том числе и лучшие востоковеды страны, включая директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, бывшего директора Института Востоковедения РАН Виталия Наумкина", - отметил в беседе с корреспондентом ТАСС профессор, заведующий кафедрой арабской филологии СПбГУ Олег Редькин.
По его словам, глубокое изучение мусульманской культуры доступно всем студентам СПбГУ, а не только на Восточном факультете. "Главное, что позволяет знание, - развеять мифы и догмы, ведь давно известно, что глупость и сон разума рождают чудовищ", - сказал Редькин.
В свою очередь настоятель Санкт-Петербургской соборной мечети, председатель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России Равиль Панчеев отметил, что самым лучшим средством профилактики интереса молодежи к экстремизму является непосредственное общение. "Мы живем в эпоху дефицита общения. Если родителям некогда ответить на вопросы детей, они ищут ответы в Интернете, в соцсетях. Общение и внимание друг к другу необходимо, как воздух", - сказал Панчеев.
Он выразил готовность лично побывать в вузах и школах, чтобы рассказать об исламе и ответить на вопросы. "Я готов сам прийти и показать разницу между настоящим исламом, который основан на добре и сострадании, и тех нелепых выдумках о нашей религии, которые используют экстремисты, пользуясь невежеством людей", - сказал он.
Суть методических рекомендаций
Методические рекомендации для педагогических работников по профилактике проявлений терроризма и экстремизма в образовательных организациях подготовлены Общественной палатой и Антитеррористическим центром государств- участников СНГ. В них, в частности, предлагается проводить опросы среди молодежи об отношении к терроризму, проводить адресную работу с учащимися, попавшими под воздействие террористических идей, а также развивать дискуссионные площадки для обсуждения проблематики террора и контртеррора.