25 ноября 2016, 08:57

Эксперты: внедрение бесплатных кружков в школах невозможно без увеличения зарплат учителям

Станислав Красильников/ ТАСС

Ряд специалистов, опрошенных ТАСС, отмечает, что учителя не готовы за зарплату в 15 тыс в месяц брать на себя дополнительную нагрузку

МОСКВА, 25 ноября. /ТАСС/. Инициатива министра образования РФ Ольги Васильевой о внедрении в школах бесплатных кружков по пяти обязательным направлениям, которую она озвучила 21 ноября на съезде российского движения школьников в Ярославле, может быть реализована только при увеличении зарплат учителям. В противном случае, отмечает ряд экспертов, опрошенных ТАСС в регионах, данная идея останется на бумаге. Специалисты в сфере образования подчеркивают, что учителя не готовы за зарплату в 15 тыс. рублей в месяц брать на себя дополнительную нагрузку. Кроме того, в ряде регионов сокращены ставки дополнительного образования.

По словам, проректора по учебной работе Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ) Светланы Минюровой, "школьные кружки, несомненно, будут востребованы, и кадры, если их труд будет оплачиваться в школах".

"Нужна материально-техническая база и дополнительное финансирование. Инициатива должна быть обеспечена ресурсами", - приводит пресс-служба слова Минюровой. В противном случае, отмечает проректор уральского вуза, школы не смогут конкурировать с платными образовательными центрами, которые заняли в регионах нишу дополнительного образования.

Финансовые проблемы допобразования

С этим мнением согласны и на Северном Кавказе. По словам директора школы № 5 с углубленным изучением отдельных предметов города Пятигорска Валентины Почуевой, в их регионе существуют проблемы сокращения ставок дополнительного образования.

"Всегда в школах минимум пять направлений были бесплатными, у нас в школе так и есть. Однако сейчас сложно соответствовать данной норме. К примеру, у нас раньше в школе было 11,5 ставок педагогов дополнительного образования, а последние 3-4 года - только 4,5 ставки. Хорошо бы, чтобы не сокращались ставки педагогов допобразования, так как кружки всегда были желанным занятием для школьников", - отметила собеседница агентства.

По ее словам, бесплатным школьным кружкам существует альтернатива - частные образовательные центры, которым, отмечает председатель общественного межрегионального общественного движения "Родительский комитет Северо-Кавказского федерального округа" Кира Моисеева, родители устали платить деньги.

"У нас школы бесплатные, но ребенок, который пытается получить нормальное образование, ходит к репетиторам с 5-6 класса. Родители устали платить", - сказала Моисеева.

По ее словам, сегодня школа лишена воспитательных функций. Кружки могут решить эту проблему, отмечает собеседница агентства, но они должны быть не для проформы. "Где в школах уроки домоводства для девочек? Сейчас они ничего лучше яичницы не могут приготовить. Мальчики лишены галантности - нужны и уроки воспитания манер", - отметила руководитель общественного движения.

Завышенные требования

Еще одна проблема, отмечают эксперты из регионов, - завышенные требования, которые предъявляются к работникам дополнительного образования. По данным Министерства образования и науки Дагестана, для педагогов дополнительного образования, как определено вступающим с 2017 года в силу стандартом, потребуется высшее педагогическое образование. Для решения этой проблемы на базе Дагестанского института развития образования уже открыта кафедра профессионального и дополнительного образования, основная задача которой переподготовка и повышение квалификации педагогических работников государственных и муниципальных организаций дополнительного образования. Сегодня из почти 6,8 тысяч педработников республики более 3 тысяч не имеют высшего образования.

Готовить профессиональных педагогов дополнительного образования намерены и в Институте культуры и молодежной политики Новосибирского государственного педагогического университета. По словам директора института Ольги Капустиной, вуз с 2011 года готовит педагогов дополнительного образования - тех самых руководителей кружков, студий, творческих объединений художественно- эстетического плана. В год выпускают почти полсотни таких специалистов.

"Но и школы нужно кадрами обеспечивать. Мы задумались над другим вариантом: студент учится на учителя биологии, а параллельно осваивает профессию педагога допобразования по какому-то профилю", - сказала Капустина.

В итоге выпускник сможет в первой половине дня вести, к примеру, биологию, а затем переодеваться в спортивную форму и вести ритмику или кружок современного танца в той же самой школе.

Разные подходы

На данный момент в российских регионах ситуация с кружками сложилась неоднозначная: где-то упор делается на спорте, а где-то на развитие творческих навыков у детей. В Карелии вообще решили не идти по пути организации типовых кружков для всех школ, а спросить о предпочтениях учеников их родителей.

"В зависимости от возможностей образовательной системы и интересов детей и запросов их родителей в каждой школе региона есть несколько различных кружков. Так, в школе № 46 Петрозаводска развивается спортивное направление и там работает до восьми секций. А в коррекционной школе- интернете № 21 есть, к примеру, театральный кружок", - сказал ТАСС министр образования Карелии Александр Морозов.

Учитывают мнение родителей и в Воронежской области. "Чтобы понять, какой нужно открыть кружок в гимназии, всегда спрашиваем родителей. В прошлом году анкетирование показало, что они хотели бы не только отправлять детей в песенный или танцевальный кружок, но и в шахматный. В итоге, мы со студентом-старшекурсником воронежского вуза Борисом Недосейкиным открыли данный кружок, который посещают 35 школьников", - сказала ТАСС заместитель директора по воспитательной работе воронежской гимназии № 6 Елена Зеленина.

Кружки в селах

Развивают кружки и в школах Иркутской области. Не остались без внимания в этом регионе и сельские школы. "На селе дети постигают азы агробизнеса, учатся работать с сельхозтехникой", сказала в беседе с корреспондентом ТАСС пресс-секретарь Министерства образования региона Виктория Бережная.

Налажена и работа дополнительного образования в Татарстане. "У нас во всех муниципальных районах функционируют 155 учреждений дополнительного образования, педагогов берем на штатной основе, система устоявшаяся", - сообщила заместитель министра образования и науки республики Лариса Сулима.

Порядка 50% детей охвачены сегодня кружками, центрами дополнительного образования по направлению технического творчества, спорта, экологии и биологии, а также по туристко-краеведческому направлению в Чечне. Такие данные в беседе с корр. ТАСС привел первый заместитель министра образования республики Рамзан Усманов. По его словам, всего в регионе работает 165 учреждений дополнительного образования, из них 67 находятся в системе образования, порядка 60 в ведении Министерства спорта, остальные относятся к Министерству культуры.

Творческие кружки в приоритете

Некоторые регионы считают, что при организации кружков в школах нужно сделать упор на развитии творческих навыков детей. Так, например, на базе общеобразовательного лицея-интерната аула Хабез республики Карачаево-Черкесии создана студия танца, есть школьный ансамбль "Симд", который часто принимает участие в различных республиканских и межрегиональных мероприятиях и конкурсах. "С детьми занимается профессиональный хореограф, он штатный педагог. Также работает литературно-музыкальный кружок", - рассказала ТАСС преподаватель абазинского языка и литературы Мадина Туаршева.

Нет сложностей в дополнительном образовании и на родине первого профессионального русского театра им. Федора Волкова в Ярославской области, где в половине общеобразовательных школ есть театральные кружки и студии. "Они есть в 146 школах области, а это половина всех школ региона", - сказала ТАСС замдиректора регионального департамента образования Светлана Астафьева.

В регионе также популярны кружки по шахматам и спортивные секции.

Приглашают в школы педагогов из музыкальных и спортивных школ в Тамбовской области. Как сказала ТАСС начальник регионального управления образования Наталья Астафьева, учреждения дополнительного образования открывают в школах клубы и секции. "Особенно актуально это для села, где на базе школ делают выездные кружки", - сказал Астафьева.

В кружках Адыгеи подготовят будущих медиков

Некоторые регионы РФ за счет дополнительного образования школьников хотят решать кадровые проблемы в различных отраслях. Например, в Адыгее таким образом хотят уйти от нехватки медицинских работников, для этого в Майкопе созданы медицинские классы в средних общеобразовательных школах.

"Медицинские классы созданы в республиканской гимназии и лицее № 35 столицы. Цель проекта - дав углубленное изучение профилирующих наук и практические навыки, сделать отбор лучших для поступления в Медицинский институт Майкопского технологического госуниверситета для дальнейшего распределения в лечебные учреждения Адыгеи", - сказала ТАСС министр образования и науки Адыгеи Аминет Хуажева.

По словам директора эколого-биологического лицея № 35 Майкопа Ольги Романенко, проект не подменяет образовательную программу школы, а углубляет ее, мотивируя детей на получение профессии в области медицины. Подготовка школьников по меднаправлению ведется в 7 и 10 классах, в дальнейшем профориентацию планируется начинать с 5-6 класса, чтобы мотивировать осознанный выбор школьниками медицинского профиля.

"Джентельменский набор" для школ

Ситуация с дополнительным образованием школьников в регионах показывает, что почва для внедрения инициативы министра образования Ольги Васильевой подготовлена. Школы не против иметь подобные кружки в качестве обязательного "джентльменского набора".

По мнению проректора по учебной работе Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ) Светланы Минюровой, кружки могут иметь форму факультатива и тем самым встраиваться в учебный план.

"Считаю, что инициатива (министра образования - прим. ТАСС) реализуема. В рамках учебного плана есть дополнительные разделы, которые позволяют реализовать эти направления. С кадрами проблем не возникнет. Эта ниша сейчас представлена через платные образовательные центры, а с помощью школьных кружков она будет интегрирована обратно в школу и знания станут бесплатными", - приводит пресс- служба вуза слова Минюровой.

Она добавила, для успешного внедрения инициативы Васильевой осталось малое - решить вышеназванные проблемы.