26 ноября 2016, 12:47

Советский космонавт рассказал, как Кастро помог ему попасть на море на Кубе

Владимир Шаталов. Владимир Мусаэльян/ ТАСС
Владимир Шаталов

Владимир Шаталов поделился воспоминаниями о встрече с кубинским лидером

МОСКВА, 26 ноября. /ТАСС/. Лидер Кубинской революции Фидель Кастро был очень энергичным, спортивным и любознательным человеком, а в курьезных случаях и просто ради шутки хватался за бороду. Об этом рассказал ТАСС советский космонавт Владимир Шаталов, который с 1970 по 2000 годы возглавлял Российское общество дружбы с Кубой.

"Я много раз был на Кубе, встречался с ним. Все эти годы нас связывала крепкая дружба. Мы много раз встречались и по работе, и на отдыхе, в частности, вместе охотились под водой, рыбачили. Очень интересный человек, пытался все познать, очень любознательный, энергичный, деятельный, спортивный", - вспоминает космонавт.

"Орбитальный" дом Кастро

По словам Шаталова, Фидель очень интересовался отечественной космонавтикой. "Он в первый же приезд в СССР договорился с Леонидом Ильичом Брежневым побывать в Звездном городке, а я как помощник главнокомандующего по космосу встречал его в Центре подготовки космонавтов, показывал ему макет нашей первой орбитальной станции. Он с большим интересом расспрашивал о жизни, об отдыхе космонавтов", - рассказал космонавт.

После этого Кастро предложил построить для космонавтов дом отдыха на Кубе, и в 1972 году он уже был сдан, сказал Шаталов. "Дом очень оригинальный, был похож на нашу будущую орбитальную станцию, которой тогда еще не было - она с двумя стыковочными узлами. Туда ездили и наши космонавты, и иностранные", - добавил он.

Есть ли на Кубе море

По словам Шаталова, они с Кастро попадали и в курьезные ситуации. Одна из них произошла в 1970 году, когда космонавт впервые прибыл на Кубу. Он объездил почти весь остров - заводы по производству сахарного тростника, учебные и медицинские учреждения.

"И когда до вылета в Москву оставалось три дня, была встреча с Кастро в посольстве. Он спросил про мое хобби, я сказал, что люблю подводную охоту. Фидель заметил, что на Кубе ведь есть море, а я шутливо спросил: "У вас на Кубе еще и море есть?" Он схватился за бороду, обратился к своим, а те объяснили, что объездили с нами всю Кубу, но к морю даже ни разу не подвозили", - рассказал космонавт.

"В итоге Кастро сказал мне, что сейчас я должен поехать на виллу, где жил, собрать вещи, и завтра утром меня отвезут на аэродром рядом с Гаваной, откуда я полечу на Плая-Хирон (пляж на южном побережье Кубы в заливе Свиней - прим. ТАСС) на яхту. А потом уходите в море, и два дня с утра до ночи я могу плавать, нырять, а потом оттуда прямо на аэродром и в Москву. Так и было", - вспоминает Шаталов.

Прослезился в объятиях Кастро

За эти два дня, проведенных на яхте в море, советский космонавт сильно обгорел.

"Настолько сильно, что, когда на аэродроме меня Кастро провожал и обнял, мне так было больно, что даже слезы выступили из глаз. Потом в один из следующих приездов в Советский Союз он при встрече со мной вспомнил, что в свой первый визит на Кубу я был настолько эмоционален, что даже прослезился. Я ему объяснил - это из-за того, что я обгорел. А он опять схватился за бороду, мол, "как же я это допустил", - рассказал Шаталов.