Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Эксперты рассказали о пользе рейтингов для вузов

14 декабря 2016, 11:00 UTC+3 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ /Корр. ТАСС, Наталия Михальченко

Собеседники агентства сошлись во мнении о том, что попадание учебного заведения в мировые списки способствует мировой интеграции и развитию

Поделиться
Материал из 1 страницы
© Сергей Савостьянов/ТАСС

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 14 декабря. /Корр. ТАСС Наталия Михальченко/. Рейтинги вузов, кем бы они ни составлялись и как бы ни эволюционировали, все равно полезны российским вузам, как зеркало, позволяющее взглянуть на себя со стороны и увидеть новые точки отсчета для собственного развития.

К такому выводу склонились эксперты, высказавшие в беседе с корреспондентом ТАСС свои мнения о продвижении российских вузов в мировых рейтингах, различиях рейтингов и взгляды на целесообразность создания нового российского рейтинга вузов мира.

"Попадая в мировые рейтинги, любой вуз как бы заново открывает себя миру, а для российских университетов это имеет особую ценность. Мы, к счастью, уже забыли о том, каково это - жить за железным занавесом, но, к сожалению, до сих пор переживаем последствия этой былой закрытости: наши университеты все еще малоизвестны международному сообществу, мы делаем потрясающие вещи, но пока что не научились рассказывать о себе", - сказал директор центра рейтинговых исследований Университета ИТМО Илья Куфтырев, указав на невозможность импортозамещения в научных исследованиях.

"Если вуз хочет добиться выдающихся результатов мирового уровня, ему нужна международная интеграция", - пояснил он. А рейтинги подстегивают ее элементами соревновательности и позволяют быстро видеть результат предпринятых усилий.
Начальник управления стратегического развития Московского физико-технического института (МФТИ) Виталий Баган, не отрицая полезность имеющихся рейтингов, заметил, что они не очень приспособлены к объективной оценке российских специализированных университетов, таких как МФТИ, МИФИ, ВШЭ, МГТУ имени Баумана.
"Мировые рейтинги делают благое дело, подталкивают вузы к тому, чтобы там преподавали ученые, который двигают науку прямо сейчас. Но в СССР и России было несколько иначе выстроено взаимодействие образовательной и научной составляющих. У нас развита система базовых кафедр в академических институтах и на предприятиях, но лаборатории, в которых студенты работают с 3-4 курса, находятся в структуре научных институтов, и посчитать их при составлении рейтингов довольно сложно", - пояснил он.

Сходства и различия рейтингов

Заместитель директора НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург Даниил Александров отметил, что составляемые и публикуемые в Лондоне рейтинги семейств QS и THE (Times Higher Education) "завышают ранги британских университетов", а рейтинг THE "делает большой упор на экспертную оценку". Шанхайский рейтинг он считает "честным и правильным", так как в нем не так, как в британских рейтингах, велик вес экспертной оценки, зато весома исследовательская составляющая и число нобелевских лауреатов.

А самые нейтральные, по его мнению, - рейтинги US News Global Universities и арабский Jeddah, "у которых совсем нет фаворитизма "своим". Лейденский рейтинг (The CWTS Leiden Ranking), как отметил собеседник агентства, "основан только на цитируемости и рассчитывается по очень строгой методике", а рейтинг Webometrics учитывает только упоминания в СМИ о вузах.
Виталий Баган высказался о Шанхайском рейтинге как о наиболее стабильном, не подверженном большим перепадам. "Подниматься в нем трудно, но больших скачков не бывает", - отметил он.
При этом, как заметил Даниил Александров, несмотря на очевидные различия рейтингов, исследователи их отмечают, что если смотреть на первую двадцатку, то все рейтинги "похожи, как братья и сестры".

"Каждый инструмент имеет погрешность. Можно измерять портновским гибким метром, можно рулеткой, можно микрометром, но погрешность остается, так что все рейтинги несовершенны, - сказал он. - Все рейтинги, дают в целом на больших массивах очень схожие и адекватные результаты, но разница между рангами 20 и 50 или между 150 и 200 не значима, а вот разница двух этих групп велика".
"Вы можете быть пятым в одном рейтинге и двадцатым в другом. Это не имеет значения. Но вот попасть из второй сотни во вторую десятку не позволят никакие изменения методик составления рейтингов", - пояснил Александров.

Пятерка лидеров уже видна

Илья Куфтырев указал на явный и быстрый прогресс российских вузов, опираясь на данные одного из последних опубликованных рейтингов Times Higher Education, результаты которого стали известны 30 ноября.

"Факт налицо: число российских вузов в мировых рейтингах растет. Например, 30 ноября были объявлены результаты регионального рейтинга Times Higher Education, который оценил вузы 41 страны - государств БРИКС и стран с развивающейся экономикой. Это огромная территория, половина мира, начиная с Мексики и заканчивая Филиппинами, - отметил он. - В списке из 300 вузов (в прошлом году в рейтинг вошли 200 учебных заведений) - 24 российских университета. А еще три года назад там было всего два участника из России. При этом сейчас наших вузов в этом рейтинге все равно меньше, чем китайских и индийских".

Однако задачи, поставленные в майских указах президента, уже частично выполнены, считает эксперт. Например, МГУ входит в мировой топ-100 по рейтингу THE, занимая 66 место по гуманитарным наукам, СПбГУ удерживает высокую позицию в ежегодном рейтинге ведущих бизнес-школ Европы Financial Times European Business School Ranking, оставаясь в нем единственным представителем России и занимая 64-ю позицию из 90 возможных, университет ИТМО в этом году занял сразу 56 место в предметной области рейтинга Times Higher Education "компьютерные науки" (computer science), МФТИ - на 78 месте в мире по физике, Высшая школа экономики занимает 83 место в предметном рейтинге по экономике и эконометрике и входит в сотню лучших вузов еще в трех предметных областях - исследовательское развитие, социология и компьютерные науки.

Стремление в рейтинги помогло фундаментальной науке

Декан факультета IT и программирования университета ИТМО Владимир Парфенов рассказал ТАСС, как удалось восстановить и продвинуть на мировую арену компьютерные науки. Представители этой научной отрасли, по его словам, почти полностью выехали за рубеж в начале 90-х, а затем восстановлению науки мешало развитие IT-индустрии, начавшееся в 2000-х годах, так как перспективные ученые не могли закрепиться в научной сфере, "они вымывались оттуда в IT-компании высокими зарплатами".

"Сфера компьютерных наук (computer science) стала восстанавливаться в ИТМО 4 года назад, когда появилось новое поколение молодых людей, согласных на более низкую оплату труда, чем в оплата программистов в компаниях, при условии возможности заниматься наукой", - сказал Парфенов, относя этот результат на счет программы "5-100", по которой университет ежегодно получает на развитие науки 900 млн рублей. Таким образом, занимаясь наукой, перспективные программисты смогли получать все же достойные зарплаты, пояснил эксперт. Ниже, чем в IT-компаниях, но в разы выше, чем коллеги физики и математики.

Стратегии лидеров

Владимир Парфенов также считает очень важной выбранную ИТМО стратегию по созданию внутренней конкуренции. "По итогам каждого года каждый, кто получил финансирование на лабораторию, должен отчитаться по результатам, что сделано, сколько публикаций в высокорейтинговых журналах. Если сделано недостаточно, - "с вещами на выход" и "ничего личного". Каждая вложенная копейка, считают в вузе, должна работать на развитие и на воспроизводство научной активности после окончания конкретного гранта.
В Высшей школе экономики, по словам Даниила Александрова, сделали ставку на междисциплинарность и изобретательность, а также на создание серьезных и прозрачных материальных стимулов роста числа публикаций.

"Оказалось, что эти механизмы прекрасно работают, мы растем в рейтингах по всем позициям", - отметил он. Междисциплинарность, например, исследовательские работы на стыке компьютерных наук и социологии, да еще в соавторстве с учеными других учреждений, умножает известность вуза за счет интереса к исследованию представителей обеих наук и всех вузов-участников. Столь же эффективными оказалось и участие ВШЭ в международных исследовательских проектах, изучающих путем анкетирования на разных языках жизнь студентов в разных вузах разных стран, зарплаты профессоров в разных странах, отношение к патриотизму и способу его воспроизводства в Западной и Восточной Европе.

Также здесь уделяют большое внимание эффективному участию в лучших международных конференциях, которые отбирают очень строго."Эти проекты способствуют узнаванию нашего вуза и его авторитету в экспертном сообществе мира. Они затратны, но не настолько, насколько затратны научные лаборатории, требующие дорогостоящих приборов и комплектующих, но дают высокую отдачу", - отметил Александров.

Еще один метод продвижения вуза за рубежом - активное участие в Федеральной целевой программе "Русский язык", целью которой является развитие всестороннего применения, распространения и продвижения русского языка как фундаментальной основы гражданской самоидентичности, культурного и образовательного единства многонациональной России, эффективного международного диалога.

Высшая школа экономики активно участвует в конкурсах на государственные задания в разных областях продвижения русского языка в мире. "Деньги там небольшие, но наши преподаватели с удовольствием ездят в Эстонию, Вьетнам, Китай, Казахстан и мало-помалу увеличивают и притягательность русского языка, и узнаваемость вуза", - заметил Александров.

Зато материальное стимулирование за публикации в первой четверти высокорейтинговых журналов в вузе очень внушительное - около 120 тысяч в месяц в течение двух лет за одну такую публикацию. Если публикаций такого рода несколько - сумма выплачивается с коэффициентом полтора, вне зависимости, две публикации или десять. Сама сумма тоже тщательно выверена: она меньше, чем можно заработать в бизнесе, но учитывает нематериальные бонусы академической жизни, где есть место и международным конференциям, и непринужденному общению с коллегами.

Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета с 2013 года постоянно присутствует в рейтинге ведущих бизнес-школ Европы Financial Times European Business School Ranking, показывая стабильные результаты и рост - 74, 65, 62, 64 позиция из 90 возможных "благодаря активному привлечению работодателей к жизни университета", рассказал ректор вуза Николай Кропачев.

"В учебную комиссию входят опытные менеджеры крупных компаний, в результате мы добились того, что образовательные стандарты отвечают интересам работодателей, учебные планы и содержание компетенций определяется требованиями работодателей", - отметил ректор.

Не только деньги поднимают рейтинг

Илья Куфтырев предложил универсальную формулу успеха: "талантливые исследователи, способные работать на современнейшем оборудовании, добиваться значимых научных результатов и публиковать их в высокорейтинговых журналах с высоким импакт-фактором", полемизируя со сторонниками исключительно "накачки" вузов деньгами для быстрого продвижения в рейтингах. "Деньги не работают автоматически. Это совершенно не так. Конечно, без соответствующего финансирования высококлассную лабораторию не создать", - признает он, добавляя, что одного оборудования мало, само по себе оно работать не будет.

При этом Куфтырев признает важную роль в продвижении вузов в рейтингах. "Это очень важно, это тоже открытие себя миру, и это тоже учитывается в рейтингах. Можно привлекать к сотрудничеству "наших оттуда" через систему "мегагрантов", что также оказалось весьма эффективным проектом", - отметил он.

И все же, по словам Куфтырева, стратегическая ставка должна делаться на поддержку своих молодых научно-исследовательских коллективов и финансирование стартовых условий (оборудование, лаборатории, поддерживающая инфраструктура) для их дальнейшего развития.

Споры о российском рейтинге

Виталий Баган входит в группу по разработке нового российского международного рейтинга вузов. Он сообщил, что сейчас идут горячие споры о том, какими должны быть критерии рейтинга. Подача предложений завершится 31 декабря нынешнего года, а к марту рейтинг должен быть полностью готов. Около трех месяцев потребуется на сбор данных, а на расчет рейтинга - гораздо меньше. "Дату выхода пока сказать не могу, этот вопрос не решен", - сказал эксперт.

"Российский рейтинг должен иметь свою специфику - оценивать влияние университета на общество", - отметил он. Баган добавил, что в этой системе будут одинаково комфортно себя чувствовать как сегодняшние лидеры уже имеющихся рейтингов, так и классические и неклассические университеты России.

"ФизТех" воспитал 40 тысяч выпускников за свою 40-летнюю историю, и среди них - 100 академиков РАН и 30% генеральных конструкторов предприятий ВПК.

Заслуги классических университетов, например СПбГУ, - альма-матер президентов и крупных политических деятелей, тоже будут учтены рейтингом, и заслуги таких лидеров имеющихся рейтингов как Гарвардский университет и Массачусетский технологический институт (MIT) также, без сомнения, оказавших большое влиянии на общество, найдет адекватное отражение в российском рейтинге", - пояснил собеседник агентства.

Александров же назвал создание еще одного рейтинга напрасной тратой сил и времени. "Те деньги, которые планируется вложить в создание еще одного рейтинга, было бы правильнее потратить на большой международный дешевый проект, который бы помимо прямых научных результатов увеличил бы узнаваемость вузов-участников", - пояснил он.

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
Новости smi2.ru
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама