11 августа 2017, 12:29
Арктика

Пропавший экипаж Леваневского будут искать у берегов Аляски

Штурман В. Левченко, радист Н. Галковский, командир экипажа С. Леваневский, второй пилот Н. Кастанаев, бортинженер Н. Годовиков, 12 августа 1937 года. Wikimedia Commons
Штурман В. Левченко, радист Н. Галковский, командир экипажа С. Леваневский, второй пилот Н. Кастанаев, бортинженер Н. Годовиков, 12 августа 1937 года

13 августа исполнится 80 лет со дня исчезновения над Арктикой самолета легендарного советского летчика

Очередная экспедиция по поиску останков самолета и экипажа Сигизмунда Леваневского может отправиться к берегам Аляски в апреле 2018 года, если исследователям удастся найти средства на ее проведение. Об этом сообщил ТАСС руководитель прошлой экспедиции, действительный член РГО, журналист и кинорежиссер Юрий Сальников.

Леваневский — один из первых Героев Советского Союза, награжденный за участие в спасении команды и пассажиров ледокола "Челюскин" в 1934 году. Самолет с его экипажем бесследно пропал над Арктикой 13 августа 1937 года.

В 2013 году, на заседании попечительского совета Русского географического общества, президент РФ Владимир Путин поручил найти место гибели Леваневского и пяти его товарищей. Тогда же исследователям был выделен грант, которого хватило на две экспедиции. Какую работу им удалось проделать, и где предположительно находятся обломки самолета — в материале ТАСС.

Последний полет

В 1930-е весь мир следил за беспосадочными перелетами из СССР в США после трансконтинентального перелета Чкалова. Летчик Леваневский, прославившийся участием в операции по спасению пассажиров затонувшего парохода "Челюскин", предпринимал попытку такого перелета в 1935-м, но не смог добраться из Москвы до Сан-Франциско и сел на аэродроме в Новгородской области. В 1937-м пилот с экипажем из пяти человек решил добраться до Аляски. В свой последний полет экспериментальный четырехмоторный самолет ДБ-А с бортовым номером Н-209 отправился 12 августа 1937 года. Первый пробный рейс по самой короткой межконтинентальной трассе Москва–Северный Полюс–Фэрбенкс (Аляска), оборвался 13 августа в 17:58 по московскому времени.

"Поскольку мой папа был радистом в этом экипаже, я слушала каждый день радио в Чкаловске, в комнате для полетов, — рассказала дочь радиста Николая Галковского Галина Галковская-Айвазян. — И мы сидели — я, мама, бабушка — и каждый звук, что он передавал, слушали. И потом он передал — я помню, как сейчас: "Перелетаем Северный полюс, высота 4 600 метров, и один мотор вышел из строя…" Дальше гудки — и все".

Организованные сразу после пропажи экипажа поиски не дали результатов, а после начала Второй Мировой войны о необходимости найти Леваневского и его самолет надолго забыли.

Злой рок поисковиков

К 1980-м годам исследователи и полярники определили несколько мест, где мог завершиться перелет экипажа Н-209. По одной из версий, самолет сошел с курса и потерпел крушение в Якутии, на озере Себян-Кюель. "Действительно, это очень на правду похоже, потому что на озере нашли металл, на котором выцарапано шесть фамилий", — говорит Галковская-Айвазян. Однако табличка была в плохом состоянии, и на ней были видны концовки "…ский" двух длинных фамилий в списке — верхней и нижней, предположительно — "Галковский" и "Леваневский".

Нашел табличку исследователь Евгений Попов. Однако его экспедиция тоже окончилась трагически. "Они сообщили в Москву, и они полетели с этим куском железа, и они погибли — это просто какой-то рок. Вертолет этот разбился, и все погибли — это было в 1985 году", — рассказала Галковская-Айвазян.

Предположение, что ДБ-А упал на территории Якутии, основывалось на том, что у самолета отказал правый мотор, а два левых продолжали работать, создавая более мощную тягу, и самолет свернул с курса. Экспедиция газеты "Советская Россия", организованная в том же 1985 году, пыталась доказать, что этого не могло случиться. Специалисты указывали на то, что теоретически такое развитие событий было возможно, но практически — вряд ли, хотя бы потому, что штурман экипажа — Виктор Левченко — был одним из лучших морских и авиационных штурманов того времени.

Поиски у мыса Оликток

Юрий Сальников, около 40 лет посвятивший поискам пропавшего экипажа, уверен, что искать останки Леваневского и его экипажа необходимо у берегов Аляски. "Поиски необходимо вести в восьми милях от мыса Оликток — это самый восточный мыс, а дальше — граница с Канадой", — рассказал он. По словам исследователя, в этом месте уже обнаружены подводные аномалии, указывающие, что на дне находятся посторонние предметы.

Планируется, что вместе с российскими специалистами на поиски останков пропавшего летчика и его команды отправятся участник прошлых поисковых экспедиций, директор института геофизики Фэрбенкса (Аляска) Дэвид Стоун и канадский специалист по поиску самолетов и кораблей, затонувших в океане, Билл Тума.

Экспедиции исследователей из США уже искали близ Оликтока исчезнувший экипаж Леваневского в 1987, 1990, 2001 годах. В 2013 и 2015 году под руководством Сальникова прошли две экспедиции на средства гранта Русского географического общества (РГО), которые не увенчались успехом. Однако ученые смогли собрать свидетельства нескольких местных жителей, которые в детстве слышали звук ревущего мотора падающего самолета.

Состоится ли очередная поисковая экспедиция — зависит от того, удастся ли ее организаторам найти средства. "Нам нужно $30–40 тыс. на проведение экспедиции. Дэвид Стоун организовал сбор средств чрез краудфандинг (добровольные пожертвования), но нам удалось собрать пока лишь $5 тыс.", — сообщил Юрий Сальников.

Галина Полоскова