ТЕЛЬ-АВИВ, 1 ноября. /ТАСС/. Верховный суд Израиля принял разрешил супермаркетам Тель-Авива оставаться открытыми в субботу, то есть в шаббат - священный для иудеев день отдыха. Как сообщила газета The Jerusalem Post, Верховный суд страны отклонил апелляцию, поданную Ассоциацией торговцев и владельцев частных компаний с требованием к крупным сетевым магазинам, торгующим товарами первой необходимости, закрываться в субботу. По мнению истцов, продолжение супермаркетами работы в этот день противоречит законам Израиля и дает им незаконное преимущество в конкуренции с теми торговыми предприятиями, которые соблюдают шаббат.
Постановление суда вызвало бурную реакцию религиозных ортодоксов, поскольку в еврейской традиции суббота имеет особенное значение как напоминание и о сотворении мира, и об исходе евреев из Египта.
Сам термин шаббат (ивр. "покой", "прекращение деятельности") в иудаизме означает последний, седьмой день недели, в который Тора (Пятикнижие) предписывает воздерживаться от работы. Согласно Торе, шаббат являет собой знамение между Богом и народом Израиля, напоминание о том, что Господь в шесть дней сотворил небо и землю, а в седьмой отдыхал. Кроме того, иудейское священное писание указывает, что седьмой день недели - знак завета, союза между евреями и Богом, который завещал им соблюдать субботы как напоминание об этой связи.
Кроме того, согласно Торе, шаббат напоминает об освобождении евреев из египетского плена, поскольку суббота была дарована им Господом в пустыне после выхода из Египта. Манна небесная не выпадала в субботу, а в пятницу ее выпадала двойная порция. Соблюдение предписаний и отказ в этот день от работы не будет в ущерб пропитанию и доходам. Более того, повеление построить скинию, временный храм, который сопровождал евреев в пустыне, предупреждался запретом совершать работу в последний день недели. Таким образом суббота обладает духовным приоритетом перед заповедью построения храма.
Однако в этот день иудеям запрещается вовсе не любая работа - речь идет лишь о тех ее видах, в которых проявляется творческое начало человека. Шесть будних дней человек творит, изменяет окружающую его среду, овладевает им, а в седьмой - отказывается от власти над этим миром, передает бразды правления Творцу, подтверждая верховенство его власти. Тора заповедует в субботу покой и предусматривает смертную казнь для ослушников. В шаббат Тора запрещает 39 категорий труда, включая зажигание и гашение огня. Сюда относятся виды деятельности, связанные с хлебопашеством и скотоводством, ткачеством, охотой, кожевенным делом.
Субботние запреты для иудеев касаются четко оговоренных видов деятельности и уж точно не включают торговлю. Требования шаббата, как и другие религиозные установления, вызывают острую дискуссию потому, что отражают противоречия между ортодоксами и теми, кто добивается послаблений.