ВЛАДИВОСТОК, 19 января. /Корр. ТАСС Константин Васильев/. Новый арт-объект, изображающий персонажа книг Юлиана Семенова и фильма "Семнадцать мгновений весны" Макса Отто фон Штирлица (Максима Максимовича Исаева), открылся в пятницу в центре Владивостока возле гостиницы "Версаль", передает корреспондент ТАСС.
Как утверждают авторы объекта, Семенов и персонаж его книг связаны с Владивостоком гораздо больше, чем может себе представить обыватель.
Подробно об этом рассказали ТАСС присутствующие на церемонии открытия авторы памятника, историки, горожане.
О скульптуре
Открытая в пятницу композиция располагается в историческом центре Владивостока. Ее встроили непосредственно в арку здания по улице Светланская напротив старейшей гостиницы города - "Версаль". Жители Владивостока рассказывают, что, проживая в этой гостинице в начале 1960 годов, Юлиан Семенов придумал образ разведчика.
Сама скульптура представляет собой лист металла, на котором вырезан образ Штирлица в пальто и в шляпе, от чего его фигура делится на светлую и темную половину. Именно так представляется авторам любой разведчик - сочетанием видимой и скрытой частей профессии.
"Автор этой идеи - владивостокский скульптор Всеволод Древло, который, к сожалению, погиб в автокатастрофе. Но его идея теперь воплощается в жизнь. Еще до того, как он придумал этот эскиз, владивостокская общественность на страницах местных журналов высказывала пожелание - создать здесь визуальный образ Штирлица, ведь этот персонаж был придуман во Владивостоке", - рассказал дизайнер проекта Павел Шугуров.
По его словам, процесс установки памятника был запущен несколько лет назад, когда сам Шугуров занимал должность главного художника города, а советник мэра Владивостока по архитектуре Анатолий Мельник был главным архитектором. Они год согласовывали возможность установки с собственником здания, а затем искали спонсоров и исполнителей.
"Когда уже стало понятно, что объекту быть, я взялся доделать дизайн", - рассказал художник.
Идея установки памятника
Общественность Владивостока несколько десятилетий поднимала вопрос об установке памятного знака в честь Штирлица во Владивостоке. Одним из первых, кто публично озвучил мысль о необходимости отразить эту историю в городской среде, был местный журналист Владимир Ощенко.
По его словам, он предложил эту идею на страницах газеты "Владивосток" на рубеже XX и XXI веков.
"К сожалению, интернет не сохранил текст этой статьи, но ключевую фразу я помню - "поселить Штирлица во Владивостоке", - сказал собеседник агентства.
Он добавил, что в статье упомянул памятники Чижику-Пыжику в Санкт-Петербурге, Санчо Панса и Дону Кихоту в Испании и отмечал, что литературные герои вполне имеют право быть увековеченными.
"Позже, когда я работал уже на телевидении в 2003 году, мы делали фильм "ФСБ Приморья: люди и дела", где одна из частей так и называлась "Штирлиц во Владивостоке". Она, конечно, была не про Штирлица, а про его прототип", - вспоминает Ощенко.
Прототипы персонажа
У Штирлица (Максима Исаева), который известен всем как герой романов Юлиана Семенова и их экранизаций, было много прототипов. Наиболее известны четверо из них: Яков Блюмкин, Вилли Леман, Исай Боровой и Михаил Михалков. В романах Юлиана Семенова герой работает то в Прибалтике, то на Дальнем Востоке, то в Китае, то в Германии, то в Южной Америке, как и сам Семенов, побывавший в разных частях СССР и мира.
Как считает владивостокский журналист, писатель и историк Василий Авченко, один реальный разведчик не мог бы испытать все эти приключения лично, поэтому, как признавался и сам Семенов, Штирлиц - это собирательный персонаж.
"Но если мы говорим о том, с чего начался это герой, то история здесь такая: востоковед и профессиональный разведчик Роман Ким в 1963 году рассказал Семенову о том, как он сам работал во Владивостоке в красном подполье. В 1921 году здесь появился молодой человек Максим Максимович, устроился в газету и начал работать журналистом, что объясняло широкий круг его общения. Был он очень интеллигентный, хорошо владел иностранными языками, производил впечатление настоящего джентльмена", - рассказал ТАСС Авченко.
Владивосток в этот период находился под властью белогвардейцев, которым вытеснить красную армию помогал многочисленный иностранный военный корпус. С 1920 года на Дальнем Востоке большевики создали Дальневосточную республику, которая являлась буфером между СССР и Японией, но по сути продолжала дело большевиков по вытеснению белых с дальневосточной территории.
"А после того как в 1922 году армия Дальневосточной республики под руководством Иеронима Уборевича (в его честь названа одна из центральных улиц Владивостока) освободила Владивосток от белых и интервентов, - продолжает рассказ историк, - один раз этого Максима Максимовича видели в военной красноармейской форме на каком-то митинге рядом с Уборевичем".
Позже Семенов, изучая документы в архиве Хабаровского края, находит записку, о том, что во Владивосток переправлен от ФЭДа (это сокращение от Феликса Эдмундовича Дзержинского) некий "чудесный" молодой товарищ, очень хорошо себя проявивший.
"Сопоставив детали, Семенов решил, что эти истории повествуют об одном и том же человеке. Единственная проблема - настоящего имени его по сей день никто не знает", - рассказал Авченко.
О съемках
Фильм по роману Семенова "Пароль не нужен", который явил миру разведчика Всеволода Владимирова, он же Максим Исаев - будущий Макс Отто фон Штирлиц, вышел на экраны в 1967 году. Снимался он, как и положено по книге, во Владивостоке.
Сюжет фильма повествует о событиях 1921 года, когда в городе уже произошел белый переворот при поддержке иностранного корпуса. Сюда для сбора информации прибывает молодой чекист Владимиров. Главные роли в фильме сыграли Николай Губенко (Блюхер), Михаил Федоров (Постышев), Родион Нахапетов (Владимиров-Исаев) и Анастасия Вознесенская (возлюбленная Владимирова).
В фильме можно узнать многие центральные городские улицы. Многие из них и сегодня выглядят почти также. О съемках фильма в 60-е годы прошлого века здесь помнят немногие, но корреспонденту ТАСС удалось разыскать такого человека.
"Снимали эпизод, который проходил на улице Пушкинской, где я в тот момент жила, - рассказывает горожанка Ольга Шварц. - Нас всех нарядили в соответствующую времени одежду, и я целый день ходила по улице, создавала массовку. Моей соседке, пожилой женщине, повезло больше. Ее посадили в двуколку и целый день катали по Пушкинской, тоже туда и обратно".
Благодаря этим съемкам Ольге удалось познакомиться с актерами фильма, впоследствии они даже бывали друг у друга в гостях. Однако, когда ее пригласили на второй съемочный день, она отказалась.
За первый день ей полагалось получить зарплату - три рубля, за которыми, говорит женщина, надо было куда-то ехать.
Однако она не поехала, так что деньги эти киностудия сэкономила.
Этот материал также опубликован в разделе "Добрости" – совместной рубрике с общероссийским социальным проектом "Жить", призванным поддержать людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.