Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Зима, Москва, велосипед, или Кому нужно катание по сугробам

14 февраля, 11:59 UTC+3

Столица перенимает опыт стран с холодным климатом, где катаются на велосипеде круглый год. ТАСС — о том, почему для Москвы зима и велосипед по-прежнему несовместимые понятия и как это изменить

Поделиться
Материал из 1 страницы
© REUTERS/Maxim Shemetov

Чудаки на велосипедах 

— Надо же, что вздумали! — ворчит на "зебре" бабушка, когда мимо нее проносится группа людей на велосипедах. Остальные прохожие не ругаются, но хмуро посматривают на велосипедистов, и во взгляде их читается недоумение, — примерно так же смотрят на смельчаков, которые в мороз лезут в прорубь. Хотя, нет.  Зимнее купание для горожан даже более привычно, чем зимнее катание.

 11 февраля в Москве прошел велопарад, цель которого — популяризация катания на велосипеде, в том числе и зимой. Подтянутые атлеты в классических "велосипедках" и шлемах, пары с детьми, молодые люди в плюшевых костюмах зебры, медведя и тигра, девушки с завитыми кудрями в воздушных платьях под легкими пальто, Снегурочки и Деды Морозы в шелковых нарядах — по сугробам на старт прикатили люди самой разной наружности, возраста и социальных групп.

Тысячи селфи, смех, горячие хот-доги, гороховый суп и чай, которые бесплатно раздавали всем желающим, — несмотря на поваливший крупными хлопьями снег, настроение у всех участников было приподнятым. 14-километровый маршрут, охвативший Фрунзенскую, Пречистенскую и Кремлевскую набережные, а также парк "Зарядье", преодолели примерно за час. Ехать по набережной, когда в лицо бьет холодный ветер и лепит снег, все же испытание на морозоустойчивость, но участникам, кажется, это не мешало. 

Гости на велосипедах

В пестрой колонне крутили педали и гости из десятков стран, где велосипед и зима давно уже не взаимоисключающие понятия. Представители Финляндии, Норвегии, Австрии, Франции, Германии, Канады, Дании, Швеции приехали в Москву за пару дней до парада — чтобы принять участие в Международном зимнем велоконгрессе, обсудить перспективы развития велодвижения в России и поделиться опытом своих стран.  

Гости дружно улыбались и отмечали плюсы катания на холоде. 

— Снег — это прекрасно, кататься зимой даже приятнее, чем летом, когда обливаешься потом! — говорит Ларс Стромгрен, президент Европейской ассоциации велосипедистов и Шведской ассоциации развития велокультуры Cykelfrämjandet. — В Швеции мы катаемся каждый день — и на работу, и в кино. 

— Кататься зимой невозможно? — подхватывает Пекка Тахкола, вице-президент Международной зимней велофедерации. — Расскажите об этом мне, я из Оулу!

Оулу — это финский городок на северо-западе страны, недалеко от полярного круга. Затяжная, снежная зима, полярная ночь, короткое холодное лето — трудно представить место, более неприспособленное для велосипедистов, чем это. Но даже при "отягчающих" климатических обстоятельствах Оулу завоевал звание лучшего в мире города для зимнего катания на велосипеде. 

— Все очень просто, никакой премудрости, — объясняет Пекка, — в 70-е наш мэр решил возродить в городе велодвижение. Для велосипедистов оборудовали велодорожки — везде, а не на отдельных улицах или в парках. И стали их очень хорошо чистить. Всего два условия — и люди начали кататься.

В Оулу из пяти жителей четыре передвигаются на велосипеде ежедневно. Даже в детских садах, по словам Тахколы, можно оставить прицеп для перевозки ребенка, поехать налегке на работу, а вечером, забирая ребенка, уехать снова с прицепом. Развитая инфраструктура для велосипедистов и есть то условие, которое должно подтолкнуть человека к решению пересесть с четырех колес на два.   

Сравнивать городок с населением около двухсот тысяч (как в подмосковном Подольске) и многомиллионную Москву, понятно, невозможно. Но и в Монреале, и в Квебеке, и в Стокгольме в свое время сработали точно такие же меры.

— Велосипедным может стать даже гигантский город, — добавляет Ларс Стромгрен. — Взять, к примеру, Токио, его население — более тринадцати миллионов человек, но его признают одним из самых удобных велосипедных городов мира. 

В Токио климат гораздо мягче, чем в Москве, средняя температура зимой редко опускается ниже минус одного градуса, да и обильные снегопады, скорее, редкость. Но развитая инфраструктура — наличие перехватывающих велопарковок, бесплатных парковок возле жилых домов, школ, детских садов, пандусы и даже траволаторы в метро и переходах, которые помогают закатить велосипед в горку, — делает жизнь велосипедиста безопаснее и комфортнее. 

Московские реалии 

Велопарад получился по-настоящему зимним — за неделю до него в столице прошел самый обильный за всю историю метеонаблюдений снегопад, поставив город в одну огромную пробку. Через семь дней, накануне парада, иностранные гости Международного зимнего велоконгресса сели на велосипеды и поехали по улицам Москвы. Накатав по центру с десяток километров, дипломатично хвалили красоты столицы, но потом прибавляли: "Пока ездить по таким дорогам опасно".

— Когда едешь в потоке машин, да еще и по льду, и снегу, не чувствуешь себя в безопасности, — говорит руководитель исследовательских и консалтинг-проектов крупнейшей в мире общественной организации по развитию велокультуры Vélo Québec канадец Бартек Комаровски. — Когда-то в Канаде люди выезжали на дороги, надевая на себя большие картонные коробки — чтобы привлечь внимание автомобилистов и властей, объясняя, что велосипедистам на дороге нужно место. Полоска, нарисованная на асфальте, — это не велодорожка. Дорожка, занесенная снегом так, что по ней пройти невозможно, — это не велодорожка. Пока не будет соблюдено два требования — безопасность и бесперебойная работа служб по уборке снега, — люди не пересядут на велосипеды. 

Тем не менее иностранные специалисты дружно отметили огромный скачок в развитии велосипедной инфраструктуры в Москве. Велодорожки, оборудованные на некоторых улицах, по их оценкам, соответствуют самым высоким мировым требованиям безопасности. Только вот пока такая картина далеко не везде. 

— Мне было любопытно проехаться самому, не на параде, где дороги перекрыты, и не в группе, а так, как это сделал бы любой москвич, — рассказывает Том Бабин, журналист и популяризатор велодвижения из канадского Калгари. — И я обнаружил, что часть маршрута можно проехать с комфортом, быстро, а потом вдруг дорожка прерывается, и ты вынужден ехать по трассе, по дороге, политой реагентом, в одном потоке с машинами. Получается, есть несколько точек на карте, где катание отличное, но они не связаны друг с другом, так что пока непонятно, как человеку добираться, например, на работу на велосипеде. А главное — непонятно, как с велосипедом преодолевать большие расстояния, если нужно добраться из центра на окраину и наоборот. Возможно, велопрокат решил бы эту проблему. 

Сеть велопроката в Москве сейчас насчитывает 380 точек, правда, работают они только в теплое время года. Велопарковки пока есть далеко не везде, в метро можно пройти только со складным велосипедом, а забраться в час пик с двухколесным транспортом в автобус или троллейбус — задача не из легких. 

На работу — на велосипеде? 

Автор этого текста накануне парада решил отправиться на велосипеде на работу, в редакцию агентства ТАСС. Часть пути пришлось проделать на электричке. Вокруг дома (что на самом юге Москвы, на границе с Видным) из-за огромных сугробов можно проехать разве что на внедорожнике, так что до станции велосипед я просто катила рядом с собой. До Павелецкого вокзала доехала за 25 минут без проблем — правда, в утренний час пик пришлось прижаться со своим двухколесным транспортом в уголке вагона. Путь от Павелецкого вокзала до Тверского бульвара занял один час семь минут — это в три раза медленнее, чем летом. Горы снега в центре еще кое-где остались, непочищенные обочины и дорожки вынуждали несколько раз спешиваться. Говоря же об отдаленных от центра районах Москвы — без специальных шипованных шин или велосипеда fatbike нечего и думать о том, чтобы практиковать поездки на велосипеде, отправляясь на работу или запланированную на конкретное время встречу.  

"Понаехали!" 

Нужно ли вообще кататься на велосипеде зимой? Если пока сделать велосипед часто используемым транспортом в Москве не получается, то для чего нужны велопарады, перекрытые улицы, которые стабильно вызывают волну недовольства и раздражения у водителей и пешеходов? Ларс Стромгрен уверен: подобные мероприятия однозначно нужны, они дают возможность высказаться о проблемах, которые есть в организации велосипедной инфраструктуры города. Третий зимний велопарад в Москве еще раз показал: людей, готовых пересесть на велосипед, много. И они надеются, что изменения, направленные на создание удобного пространства для велосипедистов в Москве, продолжатся.  

Карина Салтыкова

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
Новости smi2.ru
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама