ЖЕНЕВА, 17 апреля. /Корр. ТАСС Константин Прибытков/. Блокировка в России мессенджера Telegram представляет собой непропорциональный ответный шаг. С таким утверждением выступил во вторник в Женеве официальный представитель Управления Верховного комиссара ООН по правам человека Руперт Колвилл, комментируя ситуацию, сложившуюся вокруг мессенджера.
"Блокировка всей службы сообщений Telegram для всех в России, из-за спора вокруг шести индивидуальных случаев, является явно непропорциональным ответом", - сказал он в ответ на запрос ТАСС.
Кроме того, у Колвилла вызывает сомнение юридическая основа решения о блокировке Telegram. Он напомнил, что "международные стандарты в сфере прав человека требуют юридических защитных мер и надзора". Между тем, в данном случае, по его мнению, "видимо, не было надлежащих юридических защитных мер, таких, как судебное распоряжение, обуславливающее запрос о предоставлении шифровальных ключей".
Таганский суд Москвы 13 апреля удовлетворил требование Роскомнадзора о блокировке доступа к мессенджеру Telegram в России за непредоставление ФСБ ключей для дешифровки сообщений пользователей. Telegram заявлял, что выполнить это требование технически невозможно, поскольку ключи хранятся на устройствах пользователей. В понедельник, 16 апреля, операторы связи приступили к процедуре блокировки Telegram в соответствии с решением суда. Также в понедельник Роскомнадзор начал блокировку IР-адресов подсети Amazon и еще одного ресурса, которые Telegram использует для работы мессенджера.
В июле 2017 года ФСБ России потребовала от Telegram предоставить ключи для расшифровки электронных сообщений пользователей, руководствуясь положениями собственного приказа, который устанавливает процедуру предоставления ведомству ключей. Руководство Telegram заявило, что это технически невыполнимо, и пыталось опротестовать требование ФСБ в нескольких инстанциях, но безуспешно. 20 марта 2018 года иск компании был отклонен и Верховным судом РФ. После этого решения суда Роскомнадзор дал мессенджеру 15 суток на то, чтобы предоставить органам безопасности требуемые ключи шифрования.