Совсем скоро, 8 сентября, в московском парке "Зарядье" откроется одноименный концертный зал. К открытию уже почти все готово, в коридорах стоят обернутые полиэтиленовой пленкой кресла, на которые вот-вот сядут первые зрители.
Два в одном: сцена эстрады и сцена-арена
Концертный зал "Зарядье" нарушает все традиционные представления о подобных помещениях, он необычен почти во всем — этот зал-трансформер, где зрительские места расположены даже за сценой, не предусматривает наличия занавеса.
"Есть такие понятия — сцена эстрады и сцена-арена. Когда исчезают зрительские места за сценой, получается сцена эстрады. Как только они там появляются — получается сцена-арена, — поясняет заведующий художественно-постановочной частью Максим Борисов. — Сейчас это мировая практика — максимальная приближенность зрителей к исполнителю, создание настроения".
"Это очень интересно, и не в каждом концертном зале можно взглянуть в глаза дирижеру", — отмечает генеральный директор зала "Зарядье" Ольга Жукова.
Большой зал "Зарядья" рассчитан на 1600 зрителей. Он станет первым в Москве мультифункциональным концертным залом с возможностью полной трансформации пространства. Если поднять оркестровую яму, то образуется пространство для 106 дополнительных, литерных мест. 95 кресел, расположеных за сценой, в зоне, над которой ровно через год разместится один из самых больших в России органов, в свою очередь могут быть убраны в пользу пространства для артистов. Весь партер может стать единой плоской поверхностью, например, для танцевального вечера. При этом никому не придется откручивать и уносить кресла в ручном режиме.
"Кресла опускаются под пол по С-образной траектории, — рассказывает заместитель начальника отдела механизации комплекса Сергей Саенко. — Движение пола компьютеризировано: из технического помещения им можно управлять через специальный пульт. Можно установить и сохранить любую конфигурацию зала: для разных форматов выступлений — симфонический оркестр, камерный ансамбль, солисты, а также для отдельных коллективов".
Уровень сцены тоже можно менять, подняв на высоту до полутора метров, а некоторые зрительские ряды — и вовсе до пяти. На каждый такой ряд приходится по два электродвигателя для подъема сидений и по четыре — на их "заезд" под уровень пола. Не двигается только центральная часть сцены, соединенная с выходами. Это сделано из соображений пожарной безопасности.
Новый концертный комплекс задуман как часть доступной среды города. В Большом зале предусмотрены 20 мест для маломобильных зрителей: в седьмом ряду в центре и по краям, в проходе между седьмым и восьмым рядами, а также на балконе. Кроме того, такие зрители смогут попасть в здание самостоятельно, без сопровождения: у входа на улице и внутри помещения нет порожков и ступеней.
Помимо Большого зала, в здании комплекса "Зарядье" есть и Малый зал. Он предусмотрен для более камерных концертов, репетиций и небольших мероприятий, в нем смогут разместиться 400 зрителей.
Зал без "неудобных" мест
Архитекторы постарались сделать так, чтобы в зале не было "неудобных" мест: одинаково хорошо сцена видна и с балкона, и из угла амфитеатра. Не будет и "глухих" зон. А звучание зала лично проверит его проектировщик, акустик из Японии Ясухиса Тойота — один из самых востребованных специалистов. В его резюме — работа над акустикой всемирно известных площадок, например, Дом музыки в Хельсинки, Эльбская филармония в Гамбурге, концертный зал Мариинского театра в Санкт-Петербурге.
"Проба акустики с оркестром пройдет в 20-х числах августа. Но специалисты, которые здесь уже проводили акустические испытания, нам обещали, что "глухих" зон не будет", — отметила директор зала.
Оформленный в современном стиле, без позолоты и канделябров, зал все же оставляет впечатление демократичной роскоши. "В облицовке стен и пола, на сцене использованы ценные породы древесины, в основном это аляскинский кедр и орегонская сосна. Также задействован белый камень и искусственное белое дерево", — рассказал Максим Борисов.
Дерево, а также оформление амфитеатра и балкона "волной" — это не дань моде, а выполнение рекомендаций специалистов Nagata Acoustics — для лучшей естественной акустики площадки. Хорошему звучанию служат и другие приемы. "Между строительной стеной и отделкой организованы скрытые ниши. Пространство под сценой также выполняет роль своего рода деки. Даже деревянный каркас и материал обивки зрительских кресел работают на акустику", — подчеркнул Борисов.
На случай, если артистам все же понадобится электроакустическая система, из потолка выпускаются колонки мощностью до 110 децибел. В распоряжении "Зарядья" — микрофонный парк, насчитывающий около 200 экземпляров от ведущих производителей.
Студия "Зарядья"
Эти же микрофоны будут работать на профессиональную звукозаписывающую студию, которая в ближайшие месяцы откроется в составе комплекса "Зарядье". "В студии сможет записаться любой артист, вне зависимости от жанра", — рассказывает начальник отдела аудио- и видеообеспечения комплекса Олег Иванов. По его словам, среди артистов даже уже нашлись желающие записаться на студии "Зарядья".
У артистов будет возможность записи не только в стандартном небольшом помещении студии, но и в двух залах концертного комплекса. В распоряжении студии — оборудование ведущих европейских и американских брендов, которое позволит делать запись и для цифровых, и для физических носителей, включая виниловые пластинки. "Количество каналов записи впечатляющее: минимальное предложение — от 128 каналов. Это раза в четыре больше, чем обычно используется в подобных объектах", — подчеркнул Иванов.
Лишний билетик найдется!
На сайте "Зарядья" уже опубликована афиша мероприятий до конца декабря. Электронная продажа билетов тоже уже открыта. Исключение — первый концерт в Большом зале 8 сентября, на котором выступит Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Попасть на концерт можно будет только по именным пригласительным. Зато с 9 сентября зал откроется для всех желающих. Как пообещали в администрации площадки, на второй вечер открытия с участием Российского национального оркестра билеты поступят в продажу в ближайшее время.
Анастасия Силкина