Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Честное ЖКХ: на чем мы можем сэкономить?

25 марта 2013, 10:00 UTC+3 Зоя Милославская
За последнее время только в одном Санкт-Петербурге насчитали 2300 случаев «некорректного» начисления
Поделиться
Материал из 1 страницы
Фото ИТАР-ТАСС

Фото ИТАР-ТАСС

Напомню, что в прошлый раз, с помощью экспертов Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП), мы начали анализировать, из чего складываются наши счета за коммунальные услуги. Выяснилось, что существует пять позиций, формирующих счет. Первая из них - цены на воду, газ, тепло и канализацию, которые устанавливают монополисты, и она неприкосновенна. Так на чем же мы можем сэкономить? Верить ли рассказам об отдельно взятых домах, жителям которых удалось сократить ежемесячный платеж, сделать капитальный ремонт на сбереженные деньги и т.д.? Верить, утверждают в Торгово-промышленной палате, так как такая возможность действительно  есть. Следующие четыре позиции в счете за ЖКХ вполне поддаются регулированию.

жкх 2Оплата эксплуатации и технического содержания дома

Вторая позиция любого счета ЖКХ - это оплата эксплуатации и технического содержания дома. В Едином платежном документе она именуется буквально так: «Сод. и рем. жп». Здесь зарплаты дворников, плотников, сантехников, электриков – всех, кто обслуживает нас. И это как раз та статья, которая поддается контролю и корректировке. Самая удачная форма управления домом для этих целей – пресловутое ТСЖ (товарищество собственников жилья) и жилищный кооператив, потому что они самостоятельно принимают свой бюджет. Если ваш дом на самоуправлении, вы сами определяете необходимое вам число специалистов и можете нанять их напрямую, а не получить через управляющую компанию. Москвичи, например, в связи с наймом таких специалистов, рассказывают о случаях примитивного, но эффективного обмана: некая управляющая компания внесла в счет 50 электриков. Вам нужны 50 электриков?  Тогда читайте и считайте внимательней. Если на собрании собственников принято правильное решение – вот она, экономия.

Сервисные услуги

Третья позиция нашего общего счета – сервисные услуги. Проще говоря, необязательные. Все, что делается по желанию жителей и создает благоприятную среду обитания: охрана, домофон, озеленение. Раньше мы платили за них по отдельным квитанциям – например, за домофон – а  сейчас их иногда вносят в Единый платежный документ. В моем дворе, стоимость ЧОПа, который нанимает наша инициативная группа, будет внесена в квитанцию по квартплате, что удобно.

Содержание общего имущества

Четвертая позиция – очень похожая на предыдущую, но, тем не менее, самостоятельная – содержание общего имущества. Это может быть освещение дорожек, собственная парковка, построенный во дворе магазин. Здесь возможностей масса. Если речь об элитном жилье, то в московском жилом комплексе «Золотые Ключи» на территории есть и оздоровительный комплекс, и храм, и даже свой зоопарк, рассказали мне в агентстве недвижимости, продающем квартиры в этих домах. Естественно, все это сказывается на коммунальных платежах: по словам менеджера агентства, обитатели «Золотых Ключей» на Минской улице платят порядка 10-12 тысяч рублей в месяц. Как мы понимаем, содержать общее имущество можно на разные деньги – все зависит от дохода и желаний собственников. А значит, эта статья также поддается регулированию -  если дом на самоуправлении, или хотя бы контролю - если у руля управляющая компания.

"Административные расходы"

И, наконец, пятая позиция – также корректируемая -  кроется под размытой формулировкой «административные расходы». Что это такое? Это заработная плата бухгалтеру, юристу и прочему персоналу, обслуживающему сам процесс управления хозяйством. Если делами дома занимается ДЭЗ, то, по словам члена комитета ТПП по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Александра Толмачева, около 27 % наших денег уходит именно сюда. Когда за дело берутся ТСЖ (товарищества собственников жилья) или жилищные кооперативы, необходимость тратить деньги на персонал остается, но качество и стоимость этого персонала можно выбирать. Кроме того, при самоуправлении есть возможность контролировать и другие важные моменты. «Некоторые ТСЖ и кооперативы берут в свои руки не только наем необходимых специалистов – бухгалтеров, юристов, управляющих – но и контролируют паспортный учет, для чего подписывают договоры с ФМС и военкоматами, - говорит Александр Толмачев.  - То есть, не доверяя государству, сами несут надзирательную функцию, чтобы точно знать, кто и когда появляется на территории их домовладения. Причем, при самоуправлении, административные расходы составляют около 5% от суммы нашего общего коммунального счета».

Таким образом, получается, что все статьи наших расходов, которые касаются эксплуатации - со второй по пятую из перечисленных выше - вполне варьируемы. Особенно если есть доступ к прямому контролю над ними. Как говорят эксперты, сэкономить можно только там, где есть возможность подойти к управлению. У собственников жилья всегда есть выбор, кого и за какие деньги они нанимают. В принципе, они могут нанять и управляющую компанию – ту, которая им подойдет по цене и качеству. А если уж говорить о заработке на собственном  доме, то самоуправление просто необходимо.

«Товарищества и кооперативы имеют право зарабатывать деньги на многоквартирном доме, потому что это не просто дом, а некий земельно-имущественный комплекс, - продолжает Александр Толмачев. - Например, рекламное пространство, парковка, пристройки, подвальные и чердачные помещения, которые можно сдавать в аренду. Это все позволяет снижать коммунальные платежи очень существенно. Есть дома в Москве, которые практически вообще не платят за коммуналку. Потому что доходы с этого дома – например, от сдачи в аренду подвала – учитываются. Только доход идет не в карман конкретному председателю правления, а на глобальное снижение стоимости услуг по эксплуатации во всех домах. Я видел такие примеры: обычный дом на юго-западе Москвы, где провели капитальный ремонт, улучшили всю общую собственность, почистили мусоропроводы, и платят на 30 процентов меньше, чем в соседних домах точно такой же серии. Эта экономия только за счет того, что люди решили посчитать, куда уходят деньги, и изгнали управляющую компанию. А если они поставят на фасад рекламу, сдадут в аренду чердак или сделают гараж, у них уже пойдут доходы».

Вот такая коммунальная арифметика. Было бы интересно услышать мнения тех, кто прошел этот путь в самоуправлении: сократил расходы и начал зарабатывать на многоквартирном доме. Возможно, ваши истории станут хорошей фактурой для следующих материалов.

 

Зоя МирославскаяЗоя Милославская - журналист, теле-радиоведущая. 

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
В других СМИ
Реклама
Реклама