15 января 2019, 17:05

Вузы из России увеличили присутствие в рейтинге стран с развивающимися экономиками

Главное здание МГУ им. М.В.Ломоносова. Михаил Джапаридзе/ ТАСС
Главное здание МГУ им. М.В.Ломоносова

Число российских вузов в рейтинге Times Higher Education в этом году достигло 35 - на восемь больше, чем годом ранее

ЛОНДОН, 15 января. /Корр. ТАСС Игорь Броварник, Илья Дмитрячев/. Российские университеты увеличили свое присутствие в рейтинге высших учебных заведений стран с развивающимися экономиками.

Их число в этом году достигло 35 - на восемь больше, чем годом ранее, следует из распространенного во вторник рейтинга издания Times Higher Education (THE), при подготовке которого были проанализированы более 450 вузов из 43 стран.

Россия стала четвертой по представленности страной в рейтинге, потеснив одного из лидеров - Тайвань. Наиболее представленной страной в рейтинге является Китай с 72 вузами, на втором месте Индия (49), на третьем - Бразилия (36).

Кто представляет Россию

Несмотря на положительную динамику в увеличении присутствия российских университетов в рейтинге, некоторые из них уступили занятые годом ранее позиции на фоне усиления глобальной конкуренции. Так, МГУ им. Ломоносова удержал первую строчку среди российских вузов, однако спустился с третьей на пятую позицию в общем рейтинге. На втором и третьем местах российской части рейтинга расположились вузы - участники государственного Проекта 5-100: Московский физико-технический институт (12-я позиция) и НИЯУ "МИФИ" (16-я позиция), которые поднялись на одну и три позиции соответственно.

Значительный рывок в рейтинге совершила Высшая школа экономики, которая взлетела на 10 позиций и заняла 22-е место, разделив его с китайским Харбинским технологическим институтом. В топ-100 лучших вузов попал Санкт-Петербургский политехнический университет (СПбПУ), который поднялся на 18 позиций, улучшив такие индикаторы, как международное взаимодействие, цитирование и доход от производственной деятельности. Четыре позиции в рейтинге этого года прибавил Университет ИТМО (53-я позиция).

Достигшие значительных успехов в прошлом году Томский политехнический университет (49-й) и Томский государственный университет (51-й) серьезно опустились в рейтинге на 13 и 30 позиций соответственно. Отрицательная динамика была отмечена также в случае с Новосибирским государственным университетом (62-е место вместо 43-го), Санкт-Петербургским государственным университетом (68-е место вместо 44-го) и Казанским федеральным университетом (99-е место вместо 60-го).

В топ-200 лучших вузов THE Emerging Economies University Rankings 2019 представлены: НИТУ "МИСиС" (104-я позиция), Российский университет дружбы народов (РУДН, 117-я позиция), Самарский университет (189-я позиция). При этом РУДН существенно улучшил свое положение, поднявшись из группы 251-300. Составители рейтинга связывают прогресс вуза с повышением таких показателей, как преподавание, цитирование и международное взаимодействие.

В топ-300 рейтинга в этом году входят: Университет Лобачевского, Уральский федеральный университет и Санкт- Петербургский государственный электротехнический университет, ставший новичком рейтинга. В топ-400 - Дальневосточный федеральный университет, Сеченовский университет и Сибирский федеральный университет.

Мнение эксперта

"Результаты, показанные российскими вузами в рейтинге этого года, можно описать как неоднозначные - в то время, как позиции ряда университетов ухудшились, другие представители страны совершили значительный рывок, к тому же есть ряд выдающихся новых участников", - прокомментировала результаты рейтинга редактор рейтинга Элли Босуелл.

В разговоре с корреспондентом ТАСС она обратила внимание на то, что основная причина ослабления позиций нескольких российских университетов - более слабые по сравнению с вузами из других стран данные по количеству цитирования научных статей. "В большинстве случаев мы видели значительное ухудшение позиций по показателю "цитирование научных статей", который является одним из основных инструментов оценки качества исследовательской работы. Это основная причина падения в рейтинге", - сказала Босуэлл.

По мнению эксперта, один из самых эффективных способов улучшение этого показателя - "повысить уровень международного взаимодействия российских вузов". "В целом уровень международного взаимодействия улучшился за последний год, но показатели российских университетов в этой области могут быть выше", - отметила Босуэлл.

Эксперт обратила внимание на то, что, хотя перспективы воплощения в жизнь в намеченные сроки амбициозного государственного Проекта 5-100 выглядят сомнительными, сама программа является полезной. "В то время, как реализация Проекта 5-100, призванного ввести пять университетов в топ-100 глобальных рейтингов, выглядит все менее вероятной, кажется, что подобная амбициозная стратегия уже меняет культуру исследовательской работы в российских университетах", - сказала Босуэлл.

"Институтам теперь нужно сфокусироваться на том, чтобы привлечь иностранных студентов, сотрудников и сотрудничать с научными работниками из других стран для того, чтобы еще больше улучшить их результативность", - отметила она.

Лидеры рейтинга и методология

Китайские учебные заведения занимают семь позиций в топ-10, а на самой высокой строчке в этом году разместился Университет Цинхуа, который сместил на вторую позицию Пекинский университет, державший пальму первенства в течение пяти лет. На третьей и четвертой позициях находятся еще два вуза из КНР - Чжэцзянский университет и Научно-технический университет Китая.

Во второй пятерке следуют такие китайские вузы, как Фуданьский университет (6-й), Нанкинский университет (7-й) и Шанхайский университет транспорта (8-й). Замыкают десятку Кейптаунский университет и Тайваньский национальный университет.

Рейтинг THE Emerging Economies University Rankings включает, среди прочих, университеты из Китая, Индии, ЮАР, Бразилии, Аргентины, Турции, Катара, Марокко, Кипра, Венгрии, Польши, Румынии, Словении, Словакии, Чешской Республики, Литвы, Латвии, Эстонии. Методика его составления основана на 13 показателях эффективности, среди которых - преподавание, исследования, цитирование, международное взаимодействие (сотрудники, студенты и исследования), доход от производственной деятельности.