Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Потерянный тренд: электронное образование как упущенная возможность

24 апреля 2013, 11:00 UTC+3 Юрий Рубин

Электронное обучение (e-learning) – это всего лишь новая, оригинальная форма упаковки знаний, которая осваивается сегодня по всему миру

Поделиться
Материал из 1 страницы
Фото ЕРА/ИТАР-ТАСС

Фото ЕРА/ИТАР-ТАСС

В последнее время тема электронного образования в России стала очень актуальной. Об этом говорят в правительственных коридорах, пишут СМИ, об этом спорят на форумах в Интернете.

Но особенно ожесточенные дебаты, как мне кажется, начались после выступления Дафны Коллер, стэнфордского профессора и руководителя глобального образовательного проекта, дающего пользователям бесплатный доступ к ресурсам крупнейших университетов мира. Бурную реакцию вызвало ее заявление о готовности сотрудничать с российскими университетами, как производителями контента.

На первый взгляд, создается впечатление, что речь идет о какой-то принципиальной новой для нашей страны форме образования. Но это совсем не так. Хотя определенный рубеж в развитии образовательной системы мы действительно сейчас преодолеваем.  

Прежде всего, стоит заметить, что никаких по-настоящему революционных изменений на мировом рынке образования сегодня, на самом деле, не происходит. Если они и имели место, то в XX веке, когда появилась сама форма дистанционного обучения. Это стало по-настоящему эпохальным событием, создав условия для того, чтобы высшее образование перестало быть уделом исключительно элиты.

В формировании этого глобального тренда сыграли свою роль и опыты СССР по созданию системы заочного образования «без отрыва от производства», и политика Великобритании по сохранению влияния на бывшие колонии через систему дистанционного обучения.

Электронное же обучение (e-learning)  – это всего лишь новая, оригинальная форма упаковки знаний, которая осваивается сегодня по всему миру. Часто она и вовсе является всего лишь частью образовательного процесса в рамках integrating learning, где старые и новые формы подачи учебного материала сочетаются.

Правда, как и все новое, электронное обучение вызывает у значительной части российского общества страх и, что самое неприятное, активное противодействие. Так же как когда-то вызывало опасение у советских руководителей каратэ. Его, как многие из нас помнят, в СССР даже запрещали. Смогло ли это помешать распространению восточных боевых искусств в стране? Да, но совсем ненадолго. Потому что нельзя поставить границы и напрочь отгородиться от всего мира.

Почему так?

Причины такого мощного консервативного противодействия распространению e-learning, на мой взгляд, легко объяснимы. С одной стороны, есть очень много сил, которые заинтересованы в том, чтобы ограничить появление на рынке образования новых игроков.

С другой стороны, настороженному отношению к электронному образованию способствует существование «контор», которые под видом предоставления образовательных услуг с использованием современных инструментов, по сути, просто продают дипломы.

В 1990-е годы в нашей стране именно их было больше всего. Но уже на рубеже столетий появились люди, заинтересованные в том, чтобы действительно развивать этот сегмент образования. Правда, противодействие им было велико. Вплоть до 2005-2006 года говорить об электронном обучении в «приличном обществе» считалось просто невозможным.  Все дистанционное, электронное находилось до этого момента в глубоком андеграунде.

В итоге в России сложились довольно некомфортные условия для развития собственного сегмента e-learning. Все вроде бы очевидно: чтобы избежать продажи дипломов под видом электронного образования, должна существовать независимая система оценки и контроля качества этого образования. В России она не создана до сих пор.

Справедливости ради стоит сказать, что сторонники развития электронного образования в стране все же сумели активизировать лоббирование своих интересов. Их большим достижением стало внесение в новый закон «Об образовании» пунктов, которые легализуют электронное обучение и придают легальный статус электронному образованию в целом. Это важный шаг, но сделать его, как мне кажется, удалось слишком поздно.

К чему в итоге приводит чрезмерный консерватизм?

К тому, что сейчас к нам активно приходят глобальные игроки в этой сфере. Можно вспомнить не только уже упомянутый выше «стэнфордский проект» по развитию дистанционного образования, но и, например, программы Университета Феникса. Количество обучающихся в рамках этих программ исчисляется уже миллионами. И среди этих миллионов достаточно много наших соотечественников.

Рынок e-learning – рынок практически не знающий межгосударственных границ. Игра уже давно идет на общемировом уровне. И нам, по идее, нужно встраиваться в мировые тренды. Нужно поддерживать и поощрять тех, кто действительно хочет и может заниматься развитием электронного образования и экспортировать его вовне. На практике же, происходит ровным счетом наоборот, что приводит к расчистке поля для игроков иностранных.

При этом много говорится о том, что электронное образование якобы «разрушает» традиционное и «нормальное». Сама абсурдность такой постановки вопроса становится очевидной, если вспомнить о том, что электронное образование, как я писал выше, не является принципиально новым, революционным явлением. Это просто часть долгосрочного тренда на развитие системы дистанционного обучения, которая привносит в работу любого университета новые технологии.

Говорить о том, что электронное образование «объявило войну»  образованию традиционному так же абсурдно как сказать, что 3D-технологии объявили войну широкоформатному кино. Или что DVD-технологии объявили войну музыке.

Конечно, как и любые технологические прорывы, развитие e-learning заставит систему образования модернизироваться. Не исключаю, что в отсутствии продуманных приоритетов и программ развития, эти технологии могут привести не только к позитивным, но и к негативным результатам. Но это не значит, что нужно мешать распространению электронного образования. Ровным образом наоборот – чем обширнее и разнообразнее будет рынок в этой сфере, тем большую пользу могут принести новые технологии.  А сегодня мы просто рискуем почти целиком уступить сегмент электронного образования иностранным игрокам. Практически мы его уже уступили.

 

Юрий РубинЮрий Рубин - ректор Университета «Синергия», член Совета директоров Европейского фонда гарантий качества электронного обучения (EFQUEL).

 

 

 

 

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
Новости smi2.ru
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама
источников много
ГЛАВНЫЙ ОДИН
Читайте ТАСС в Яндекс.Новости