Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Директор Института российской истории РАН: в оценке роли Сталина или взятия Казани нужен трезвый анализ

25 июня 2013, 18:04 UTC+3
Преподавание истории в школе должно быть максимально очищено от политических пристрастий, уверены разработчики учебника
Материал из 1 страницы
Фото ИТАР-ТАСС

Фото ИТАР-ТАСС

МОСКВА, 25 июня. /Корр. ИТАР-ТАСС Леонид Смирнов/. Преподавание "острых вопросов истории", таких как правление Сталина, взятие Казани Иваном Грозным или гайдаровская реформа, требует от учителя "анализа и попытки осмысления". Такое мнение высказал корреспонденту ИТАР-ТАСС директор Института российской истории РАН, член рабочей группы по разработке единого учебника истории России Юрий Петров.

"Я убежден, что нам нужны в истории не проповеди и не отповеди. Не крики, не медийный шум, - подчеркнул историк. - Нужен анализ, попытка понять. Именно к этому мы и будем призывать школьников. Мы будем давать данные: как жила страна в это время, что было хорошего, а что совсем плохого, что представляли собой стройки социализма или колхозы, а что такое ГУЛАГ. И война, конечно, - совсем непростая страница нашей истории".

"Сталин — фигура, которая во многом определила историю ХХ века, - отметил Юрий Петров. - Он провел форсированную модернизацию страны. Провел ее самыми жестокими, репрессивными методами. Есть ли аналоги в российской истории? Да, есть. В какой-то мере и Петр I действовал такими же методами, "подняв Россию на дыбы". Сталин в какой- то мере имеет своих предшественников и среди римских императоров, и Чингисхан тут может быть упомянут. Поэтому я бы хотел, чтобы здесь не эмоции руководили людьми. Это крупная фигура, которая нуждается в осмыслении".

Сталинские времена, как и весь советский период, входят в число "трудных вопросов" отечественной истории, перечень которых был составлен для ученых школьными учителями на основе их опыта преподавания и общения с классом, рассказал Юрий Петров. В списке в настоящее время 31 вопрос. Среди них - присоединение к России различных территорий, включая Казанское ханство.

"В постсоветский период началось бурное развитие этнических национальных республик, национального самосознания и, я бы сказал, развитие этнического национализма, - отметил Петров. - Его волна, конечно же, искала себе опору в историческом прошлом. В отношении Татарии сейчас сформировался вполне определенный взгляд: это было жестокое порабощение татарского народа, присоединение Казани принесло Казанскому ханству гибель как государственному образованию и бедствие для его народа. Думаю, что часть правды здесь есть. Любое завоевание территории, особенно со штурмом столицы, есть серьезное потрясение".

"Но, мне кажется, нужно показывать, что наряду с конфронтацией у нас были и очень хорошие общие моменты, - указал историк путь для учителя. - После взятия Казани прошло 500 лет. Разве у нас были серьезные конфликты между русскими и татарами? Не было. Вот на этом, мне кажется, и надо делать акцент: в пределах одного государства мы жили достаточно толерантно, у нас налаживались взаимообогащающие связи: и экономические, и культурные".

"Что касается 90-х годов, мы уже начали работать над этой эпохой, начали выходить хорошие книги, и сделать из них главы учебника можно", - считает Петров.

Преподавание истории должно быть очищено от политических пристрастий

"Мне некоторые коллеги говорят, что в нашем обществе нет консенсуса, поляризация настроений весьма сильная, - и как в такой стране может быть единый учебник? Но если мы не будем давать научную трактовку событий прошлого, мы никогда к такому консенсусу и не придем, - подчеркнул Юрий Петров. - Сам собой он не появится. Это разночтение и поляризация мнений сохранится, разумеется, и в будущем".

"Значит ли это, что у нас должны быть отдельные учебники для антисоветских людей, для либералов, для членов КПРФ и так далее? Да нет же, этого быть не может. Мы все граждане одной страны", - добавил ученый.

Задача рабочей группы и будущих авторов учебников, по словам Петрова, - "дать максимально очищенную от политических пристрастий картину прошлого, которая будет написана профессиональными историками, теми, кто владеет полностью этим материалом и не подвержен сильным политическим пристрастиям".

"Мы будем предлагать и в учебниках для старших классов, и особенно в пособиях для учителей, более разностороннюю картину, историографическую ситуацию, - сказал он. - Действительно, по одной и той же персоне или событию могут существовать разные оценки. И их надо знать. Но для самих школьников мы берем экстракт научного знания — то, что мы достоверно, точно знаем. Это и войдет в школьный учебник".

Если же возникают дискуссии, учитель, считает Петров, "должен в идеале вести учеников и формировать у них историческое знание через сопоставление разных точек зрения, самих источников, чтобы ученики могли работать с текстами, документами". "Мы хотим, чтобы история была не предметом для запоминания, а поводом для человека поразмышлять о прошлом и прийти к своим выводам", - резюмировал он.

Отечественная история  должна стать обязательной при сдаче ЕГЭ 

Директор Института российской истории РАН не смог обойти своим вниманием актуальный сейчас впрос ЕГЭ. Юрий Петров высказался в пользу обязательного единого госэкзамена по отечественной истории. По его мнению, этот предмет - "дисциплина обязательная и необходимая для любого выпускника школы".

"Идея о том, что история российская должна быть обязательным предметом при сдаче ЕГЭ, по-моему, вполне здравая и заслуживает поддержки, - отметил Петров сегодня в беседе с корр.ИТАР-ТАСС. - Я поддерживаю ее не только как историк, но и просто как гражданин, который понимает, что именно история — это та наука и учебная дисциплина, которая формирует гражданина. Даже если он знает русский язык и математику, но ничего не знает по русской истории, то ему трудно будет в обществе".

"Та работа, которую мы сейчас ведем над единым школьным учебником, как раз и нацелена на то, чтобы знание об историческом прошлом переходило к новому поколению и чтобы школьники относились к истории внимательней, чем сейчас", - добавил Петров.

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама