Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Рейтинги ВУЗов: почему Россия недополучает от образования

2 сентября 2013, 12:10 UTC+3 Барциц Игорь
В настоящее время количество иностранных студентов в российских университетах вернулось на советский уровень в 120 тысяч иностранных студентов из 165 зарубежных стран
Поделиться
Материал из 1 страницы
Фото ИТАР-ТАСС/ Михаил Метцель

Фото ИТАР-ТАСС/ Михаил Метцель

России есть что предложить миру  науки и образования, отечественные  научные школы имеют значительный авторитет в мире. Достаточно посмотреть на количество российских преподавателей в американских университетах. Считаются также востребованными выпускники российских медицинских вузов и компьютерных специальностей. Спрос на российское высшее образование продолжит увеличиваться. Удовлетворение технологических запросов общества в сфере альтернативной энергетики, нанотехнологий, биотехнологий, генной инженерии, космических исследований, новых материалов будет требовать фундаментальных знаний, в том числе на стыке наук. Российская образовательная модель может предложить и фундаментальные знания, и исследовательскую практику.

В настоящее время количество иностранных студентов в российских университетах вернулось на советский уровень в 120 тысяч иностранных студентов из 165 зарубежных стран. Из них 10 тысяч обучаются за счет  бюджета России. Около 40 % иностранных студентов  в России – граждане стран Содружества Независимых Государств, свыше 35% – из стран Азии, учащиеся из стран Ближнего Востока и Северной Африки составляют 6,3%, из других Африканских государств – еще 6,9%. Гораздо меньше в российских аудиториях представителей Западной Европы (всего 4,4%). Самыми востребованными среди иностранцев являются инженерно-технические специальности (19,7%).

Но в соотношении  с другими  странами позиции России на мировом образовательном рынке ослабли. Если СССР был на втором месте в мире по числу иностранных студентов, то Россия по этому показателю находится на 9-м месте, занимая  только 3 % от этого рынка. Безусловен приоритет США, где обучается более 22 % всех иностранных студентов, вместе с 11 процентами у Великобритании они занимают более трети мирового образовательного рынка. Успешно растет образовательная миграция в Германии (10% рынка) и в достаточно новых игроках - Канада, Испания, Сингапур, Тайвань.

Самые убежденные критики российской высшей школы вынуждены признавать: ведущие российские университеты дают весьма качественное образование. Но тогда почему российские университеты практически никогда не появляются в международных рейтингах университетов? Так, в 2011 году Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова был единственным ВУЗом России, который вошел в сотню лучших в рейтинге по версии «Таймс». Он занимал 33 место, но в рейтинге  2012 году этому университету места не нашлось. В 2013 году МГУ вернулся на 50 строчку.  При этом в рейтингах не  нашлось места другим крупнейшим образовательным центрам России; слабым утешением для российских университетов является практическое отсутствие в этом рейтинге  университетов из других стран континентальной Европы.

Здесь проблема не столько в качестве университетского образования, сколько в критериях оценки. В число самых важных факторов при расчете занимаемых позиций в соответствующем рейтинге университетов входят: цитируемость на одну исследовательскую работу; мнение мировых ученых о качестве образования и репутации того или иного университета; доход, полученный от проведенных исследований; количество студентов и специалистов из-за рубежа; доход, приходящийся на одного специалиста, и т.д.

Можно утверждать, что рассматриваемый рейтинг университетов предрасположен для англосаксонской модели образования. В этой модели все исследования проводятся в университетах стран. В России же наоборот - основное место в исследованиях занимает система научно-исследовательских институтов, институты Российской академии наук, для которой российские университеты - поставщики новых исследователей. В связи с этим в ВУЗах страны проводится мало исследований, из-за чего, следовательно, мало публикаций и мало получаемого дохода от исследований. Университеты концентрируются на образовании. В России реализуются проекты по усилению университетской науки, но преодолеть эту традицию за пару лет или десятилетий трудно. Можно сделать вывод, что небольшое количество международных связей и слабая вовлеченность российских университетов в мировые исследовательские проекты также сильно влияют на репутацию ВУЗов России по всему миру.

Ко всему прочему, львиная доля российских научных работ публикуется на русском языке, из-за чего не попадает в базу данных информационной группы Thomson Reuters, которая и учитывается при составлении рейтинга. Языковой барьер снести тяжелее, чем Берлинскую стену.

Привлечение иностранных студентов является важной политической задачей. Достаточно привести в качестве примера российско-грузинские отношения. Если бы Михаил Саакашвили учился бы в магистратуре не Колумбийского университета, а, допустим, в Российском университете дружбы народов или в Академии при Президенте Российской Федерации, то российско-грузинские отношения сложились бы совершенно иначе. Вспыльчивый грузинский лидер на уровне подсознания усвоил бы, что совершать акт агрессии против Южной Осетии, находящейся под защитой России, неблагоразумно. Да и как можно бомбить позиции миротворческих сил страны, в которой  ты учился?!

Та страна, в которой вы провели свою молодость, какой бы холодной она не была, как бы в ней не менялись политические ветры, она всё равно вызывает у любого человека некие позитивные настроения. Очевидно, что в формировании системы образов и имиджа университетского образования лидеров являются Соединенные Штаты.  Наряду с «фабрикой грез» Голливудом  Гарвард, Йель, Стэнфорд – такие же всемирные «фабрики мечты об образовании». Американский университет объявлен стандартом, на который должны равняться все остальные университеты. Международное сотрудничество зачастую понимается в американских университетах  как возможность направления в них лучших студентов из университетов других стран. То есть университетам других стран отводится унизительная роль интеллектуальных доноров, поставщиков лучших мозгов.

Политическая составляющая дополняется экономическими факторами, социальными вопросами. В США в системе образования заняты 2 % активного населения. Зарабатывает американская высшая школа на иностранных студентах в 15 раз больше, чем тратит на нее Правительство США. Образование – пятая по значимости статья экспорта американской экономики.

Основными факторами, которыми руководствуются иностранные студенты, выбирая для себя университет, являются язык обучения, авторитет страны, репутация вузов, стоимость учебы и проживания, сопоставимость квалификационных требований и пр. Среди перечисленных факторов очевидны  объективные, естественные сложности позиционирования России в глобальном образовательном пространстве: 1) конкуренция в мире за учебных мигрантов растёт, в то время как Россия практически не занимается продвижением своих университетов на мировой рынок образовательных услуг;  2) отсутствие соглашений о взаимном признании дипломов; 3) различия в организации образовательного процесса в России и за рубежом;  4) климатические условия, языковой барьер.

Понимая объективные трудности, следует выделить основные перспективные направления привлечения студентов в Россию:

1. Формирование активной государственной политики по продвижению российских университетов и научно-образовательных центров а международном рынке образовательных услуг. К сожалению, в России отсутствует структуры, подобные CampusFrance (Французское государственное агентство по продвижению французского высшего образования за рубежом), EduFrance (Французское государственное агентство), DAAD (Германская служба академических обменов) и т. п. В условиях практического отсутствия государственной поддержки своего продвижения на мировой образовательный рынок основные инициативы исходят от самих университетов.  Но межуниверситетское сотрудничество не может решить всего комплекса проблем, с которыми сталкиваются и сами университеты, и студенты, выбравшие Россию местом своей учебы. Таким образом, необходимо негосударственное, но функционирующее при поддержке и в тесном сотрудничестве с государственными структурами и университетами агентство, предназначенное для формирования системы привлечения иностранных студентов в Россию.

2. Становление научно-образовательного кластера экономики как на общегосударственном уровне, так и, что не менее важно, в регионах расположения крупнейших университетских центров России. Экономика образования, образовательный кластер может стать существенным элементом экономик многих регионов России.

3. Разработка и применение современных методов студенческого межгосударственного обмена. Существующая система привлечения иностранных студентов не позволяет отобрать действительно лучших мотивированных претендентов. Необходимо сотрудничество государственных органов и неправительственных организаций, крупного бизнеса в формировании системы грантов, решение о предоставлении которых конкретному студенту  должно приниматься университетами и неправительственными организациями.

4. Обеспечение  адаптации иностранных студентов в России и выработка системы управления миграционными потоками. Это направление предполагает не только обеспечение безопасности иностранных студентов, их защиту от ксенофобии и фашиствующих элементов, но и снятие ограничений на поиски студентами источников легальных заработков. В частности, при всей сложности вопроса об отмене ограничений на работу для иностранных студентов, что студенты должны учиться, а не работать, очевидно, что и государственным органам, и университетам надлежит продумать систему мер по предоставлению возможности для студентов получить дополнительный доход. 

 

Барциц ИгорьБарциц Игорь  - декан Международного института государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, доктор юридических наук. 

Показать еще
Поделиться
В других СМИ
Реклама
Реклама