Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Экспертные мнения

Данный контент доступен для просмотра на персональных компьютерах и планшетах

Перейти на главную страницу

Как сделать российского предпринимателя драйвером экономики

26 ноября 2014, 12:40 UTC+3 Рубин Юрий
Автор
Рубин Юрий Юрий Рубин Юрий Рубин
ректор Московского финансово-промышленного университета "Синергия", президент Национальной ассоциации обучения предпринимательству (РАОП)
Профайл автора

Сегодня общество вступает в новую реальность, где все мировые экономические системы находятся в состоянии конфронтации. Геополитические и экономические перемены на международной арене ставят Россию в положение вынужденного сопротивления: страна со всем ее макроэкономическим потенциалом подвергается санкциям и политическому бойкоту. Это может нанести существенный урон российской экономике, а может, напротив, мотивировать государство на подъем производства до уровня международной конкурентоспособности. 

В нашей стране в течение многих лет роль двигателя экономики принадлежала нефтегазовым корпорациям. Однако доходы от добычи и продажи нефти уже не могут поддерживать экономику страны в надлежащем состоянии. Выход один: сделать российского предпринимателя архимедовым рычагом экономического роста государства.  

Основным драйвером экономики любого развитого государства является предпринимательский сектор. Но в России, как известно, общественное мнение не возлагает на предпринимателей больших надежд. 

Эксперты в области стратегического управления бизнесом  утверждают - современный предприниматель должен владеть навыками работы с последними технологическими новинками, работать, ежедневно подстраиваясь под потребности общества, грамотно использовать ресурсы в условиях мирового экономического кризиса. Предприниматель должен также сам стать своеобразным "ресурсом": источником инновационных идей и носителем социальных качеств, нужных стране. 

О каких именно социальных качествах идет речь? 

Во-первых, предпринимателю следует быть законопослушным. К сожалению, в нашей стране большая часть населения пока не может поставить знак равенства между понятиями "предприниматель" и "образцовое законопослушание". Причина - в отрицательной оценке предпринимательской деятельности в СМИ: на первом плане обычно - события бизнесменов, связанные исключительно с "разборками", рейдерством, уклонением от уплаты налогов, взяточничеством и нелегальным вывозом денег в офшоры. 

Часто в этом виновато само общество - в нашей стране до сих пор существуют законы, буквально толкающие предпринимателя работать в "серой" и "черной" зонах: по данным объединения предпринимателей "Опора России", 83% компаний малого бизнеса используют схемы ухода от налогов и выплат в социальные фонды при оплате труда сотрудников.

Во-вторых, стоит обратить внимание на отношение наших предпринимателей к родной стране. За рубежом высоко ценят бизнесменов, которые работают на благо своего государства. В этом вопросе любопытно обратиться к американским реалиям.

Хоть американские активы и распространены буквально по всему миру, прибыль, как правило, не утекает в зарубежные банки, а повышает доход страны. Законодательства зарубежных стран содержат формулировки, препятствующие, в числе прочего, использованию трансфертных цен в целях налогового планирования. Конкретные решения они оставляют за налоговыми инспекциями, предоставляя им весьма широкие полномочия по контролю за проведением международных сделок. На сегодняшний день это один из важнейших антиофшорных механизмов, который, возможно, прижился бы и в нашей стране. 

В-третьих, если предприниматель социально ангажирован, общество рассчитывает на него и готово доверить ему защиту своих интересов. Такой предприниматель, в свою очередь, должен соответствовать ожиданиям народа: быть добросовестным, ответственным, принимать участие в социально-значимых проектах. Хорошая иллюстрация - зимняя Олимпиада в Сочи: бизнесмены активно участвовали в строительстве, инвестировали большие деньги, причем то были так называемые медленные инвестиции, и окупались они не сразу. Зато общественный вклад - налицо. 

Итого: между предпринимателем, государством и обществом возникает своего рода гражданский договор. Бизнесмену дают право реализовывать его знания и навыки в собственных проектах, а он предоставляет в ответ возможность пользоваться плодами его трудов. Так должно быть. 
Но так ли на самом деле?

В современной России предпринимательскую деятельность осуществляет 20% экономически активного населения. Соответствуют ли все они представленным выше требованиям? Проблема не в том, что наши предприниматели непатриотичны или незаконопослушны. Проблема в том, что им никто не объяснил, какими им следует быть. Ведь большинство российских предпринимателей не имеют специального предпринимательского образования.  

Согласно опросам 2013 года, всего 5% выпускников школ хотят стать предпринимателями. Вместе с тем, 30-40% школьников, доучившись до 10-11-го класса, все еще не спешат определиться с выбором будущей профессии. Но в процессе получения высшего образования и последующего продвижения по карьерной лестнице множество людей переосмысливают свои профессиональные предпочтения. 

Среди взрослого населения России желающих открыть свой бизнес уже намного больше - 23%. Причина столь выраженной разницы в цифрах заключается в отсутствии в учреждениях среднего образования программ, мотивирующих детей заниматься бизнесом. 

В настоящее время учебные планы средней школы не включают ознакомление молодых людей с основами предпринимательства, а следовательно - у подрастающего поколения нет шанса оценить собственные задатки и внутренние резервы для предпринимательской деятельности.

Жизнь же заставляет взглянуть на перспективы собственного бизнеса более реалистично. Согласно опросу Глобального мониторинга предпринимательства, 40% респондентов открыли собственное дело, когда не смогли подыскать подходящую работу по найму.

Опытные предприниматели советуют не бояться начинать вести бизнес в период экономического кризиса: если предприятие сможет доказать свою жизнеспособность в затруднительной финансовой ситуации, то, скорее всего, в период экономической стабильности его ждет быстрый рост и процветание. 

Но в таком случае выходит, что не система образования, а кризисы дают предпринимателю "образование", обучают его продуктивно, грамотно, добросовестно и ответственно работать.

У такого способа получения "образования", несомненно, есть своя логика. Однако мотивировать предпринимателя  выполнять одну из своих первоочередных задач - отвечать интересам общества - может только  учебное заведение.

По опросам Глобального рейтинга конкурентоспособности, 79% действующих предпринимателей считают необходимым, чтобы государство разрабатывало и внедряло специализированные программы обучения предпринимательству. Осенью 2014 года Московский финансово-промышленный университет "Синергия" проводил опрос среди бизнесменов. Практически 100% наших респондентов признались, что не получали специального образования, что многие вещи им приходилось постигать на собственном опыте, за счет проколов, шишек, за счет обучения "на улице". С позиции своего опыта они в один голос ратуют за то, что сегодня предпринимателей в России нужно обучать.

Почему не обучают? Нередко принято считать, что упорство, целеустремленность, умение идти на риски, бизнес-интуиция - это врожденные качества некоторых избранных людей, а следовательно - предпринимателем нужно родиться. Значит ли это, что миллионы современных предпринимателей - сплошь необыкновенные люди?

Ведь все они являются представителями предпринимательской профессии - так же как врачи, летчики или учителя. Как и в любой профессии, в ней есть определенные формулы, ключи и умения, которым необходимо обучить будущего профессионала.

Образование призвано дать предпринимателю прочную базу необходимых навыков, которые он впоследствии сможет применить на практике. Врожденные таланты и склонности могут сослужить будущему бизнесмену хорошую службу, если их надлежащим образом развивать. Но стали бы вы жить в здании, которое построит молодой человек с талантом архитектора, но без должного образования? 

Судьба нового поколения предпринимателей находится в руках государства. Главной мерой по поддержке малого и среднего бизнеса должна стать не раздача денег, а обеспечение условий, при которых российские университеты, колледжи, учреждения дополнительного образования могли бы обучать предпринимательству системно, по отлаженным образовательным программам.

Образование развивает в человеке уровень осознанности, формирует его представление о себе и об окружающем мире, полноту его восприятия. У отечественного предпринимательства есть огромный потенциал. Надо собрать воедино все разрозненные компоненты знаний о бизнес-процессах, коммуникациях, моделях, ресурсах, существующие в среде российских предпринимателей, придать им системность и законченность и сделать доступными для всех желающих. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Поделиться