Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Экспертные мнения

Данный контент доступен для просмотра на персональных компьютерах и планшетах

Перейти на главную страницу

Хрупкость достатка: как Чарльз Диккенс изменил мир к лучшему

7 февраля, 10:21 UTC+3 Мильчин Константин
© AP Photo
Автор
Мильчин Константин Константин Мильчин Константин Мильчин
литературный критик, главный редактор сайта gorky.media
Профайл автора

105 лет назад в Лондоне родился Чарльз Диккенс —​ человек, который закрыл тюрьму, первым описал в художественной литературе работу Скотленд-Ярда и смог поменять мир к лучшему.

Начало жизни у будущего классика британской литературы было относительно благополучным. Джон Диккенс работал чиновником, был не лучшим отцом, но потребности своих близких обеспечивал. Семья жила в скромном, но все-таки достатке. Но потом белая полоса сменилась темной: отец угодил в тюрьму за долги, а сын оказался на фабрике ваксы, где ему пришлось работать в чудовищных условиях. Тому, кто с детства не знал хорошего в жизни, проще переносить невзгоды. Но девятилетний Диккенс помнил хорошие времена. И у него были планы мальчика из среднего класса: школа, потом колледж, потом слава.

Славы он добился, смог получить образование, стать сперва блестящим репортером, а потом известным писателем. Именно в его "Холодном доме" впервые будет описана работа детективов из Скотленд-Ярда. Но страшный период, который начался после падения из нормальной жизни в ад на земле, он запомнит и будет рассказывать о нем в своих книгах. Собственно история детских злоключений подробно описана как в "Дэвиде Копперфилде", так и в "Оливере Твисте". Но и в других романах, даже в самом благодушном на первый взгляд произведении, в "Посмертных записках Пиквикского клуба", продвигается нехитрая мысль о том, что успех и достаток хрупок. А отсюда следующая идея — общество нужно менять.

Иосиф Бродский в своей Нобелевской речи напишет: "Скажу только, что — не по опыту, увы, а только теоретически — я полагаю, что для человека, начитавшегося Диккенса, выстрелить в себе подобного во имя какой бы то ни было идеи затруднительнее, чем для человека, Диккенса не читавшего". Выяснить, действительно ли это так, нет никакой возможности. Но Диккенс и вправду писатель, который поменял жизнь людей к лучшему.

История детских злоключений Чарльза Диккенса подробно описана им самим как в "Дэвиде Копперфилде", так и в "Оливере Твисте". Но и в других романах, даже в самых благодушных на первый взгляд произведениях, продвигается нехитрая мысль о том, что успех и достаток хрупок. А отсюда следующая идея — общество нужно менять

Он вошел во взрослую жизнь на рубеже Викторианской эпохи. То было время промышленной революции, а революция редко бывает без жертв. Многие семьи, подобно семье самого Диккенса, разорялись. Те, кто не мог выплатить долги, попадали в долговую тюрьму, а их семьи — в работные дома, которые были ничем не лучше тюрьмы.

Диккенс как репортер и как писатель боролся с несправедливостью общества. Его язвительные репортажи и первый роман — уже упомянутые "Посмертные записки Пиквикского клуба" — были направлены против страшной Флитской тюрьмы, где тюремщики издевались над должниками. Считается, что именно критика Диккенса способствовала тому, что тюрьму закрыли.

Или вот другое известное произведение Диккенса — "Рождественская песнь в прозе". Главный герой — Скрудж, эталонный скряга и просто неприятный человек. Его имя станет нарицательным, в честь него назовут Скруджа Макдака из "Утиных историй". Диккенсовский Скрудж настолько мерзок, что не понимает радости Рождества. Ему являются три волшебных духа, с ним происходят приключения. И все заканчивается моральным преображением скряги. В конце повести Скрудж повышает жалованье своему работнику, которого он до этого мучил, а также становится самым щедрым и добрым человеком в городе.

Сейчас повесть читается как обычный рождественский рассказ, но тогда, в 1843 году, это был политический памфлет против системы, которая благосклонна к богатым и которой плевать на бедных. И снова у Диккенса получилось — под влиянием повести в английском парламенте начинаются дебаты, по итогам которых отменяются нелепые законы, регулирующие цены на хлеб, и они падают. Еда становится доступнее бедным. Также парламент начинает регулировать продолжительность рабочего дня. Диккенс победил Скруджа в своей жизни, в повести и в стране. За Англией потянутся и другие страны.

У Диккенса были сложные взаимоотношения с критиками. Сперва его восхваляли, потом следовал период разочарования. Сейчас он кажется абсолютным классиком, но современники его часто ругали то за избыточный реализм, то за отсутствие реализма. Наверное, это неизбежно для любого великого писателя.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Поделиться
Загрузка...