Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Экспертные мнения

Данный контент доступен для просмотра на персональных компьютерах и планшетах

Перейти на главную страницу

Победа "Лунного света": стал ли "Оскар" жертвой политкорректности

27 февраля, 16:24 UTC+3 Мильчин Константин
© Kevin Winter/Getty Images
Автор
Мильчин Константин Константин Мильчин Константин Мильчин
литературный критик, главный редактор сайта gorky.media
Профайл автора

Прошлогодний "Оскар" запомнился среди прочего упреками в расизме. Несколько кинематографистов-афроамериканцев отметили, что среди номинантов и победителей были одни белые. Академики пообещали учесть критику. В этом году "Оскар" за лучший фильм достался "Лунному свету" Барри Дженкинса — истории черного мальчика в черном гетто, который к тому же еще и гомосексуалист. Константин Мильчин попытался понять, пал ли "Оскар" жертвой политкорректности.

В пику прошлогоднему "расистскому" скандалу в этом году на главные номинации претендовали сразу четыре фильма, которые повествуют о проблемах чернокожих американцев. Повод, достойный упреков в чрезмерной политкорректности, если бы не одно "но". За пределами Америки "Оскар" вообще никому ничего не должен. Это американская награда, которая вручается американскими критиками американским картинам, посвященным американским проблемам. И если на "Оскар" претендуют картины, которые посвящены проблемам афроамериканцев, значит, для киноакадемиков, как части американского общества, это действительно важная проблема. Это не конъюнктура. Это здравый смысл.

Если бы "Оскар" действительно захотел отдаться конъюнктуре, награда наверняка досталась бы "Скрытым фигурам" — нехитрой истории о трех афроамериканках, которые, преодолевая расистские и сексистские стереотипы, занимались математическими расчетами для NASA в 1960-х годах.

Но победивший "Лунный свет" и правда хорошая картина. Если вы соберетесь посмотреть ее, выбирайте сеанс, где фильм будут демонстрировать на английском с русскими субтитрами. Чтобы понять, что ничего не понимаете. Герои разговаривают на "черном" английском, который звучит медленно и плавно, но слова в нем произносятся быстро и слитно.

Те, кто описывают "Лунный свет" как черную гей-драму, в известной степени лукавят. Да, действительно, все герои фильма чернокожие (даже в массовке первый актер-неафроамериканец появляется ровно в середине картины), действие происходит в гетто сперва Майами, а потом Атланты. И да, действительно, если копаться в ориентации главного героя, то он скорее гей, чем натурал, и одноклассники из-за этого над ним всячески издеваются.

Но "Лунный свет" — не классический фильм про афроамериканцев и для афроамериканцев. И не фильм о геях для геев. Это история мальчика Широна, которого судьба загнала в маргиналы.

В фильме три временных пласта: детство, юность, взрослая жизнь. Детство — ад. Мать — проститутка и наркоманка, одноклассники издеваются. Юность — ад. Одноклассники переходят от издевательств к избиениям. Широн наносит ответный удар, избивает стулом главного обидчика и попадает в подростковую тюрьму. Взрослая жизнь — тоже ад. В тюрьме Широн набрал авторитета и, выйдя на свободу, контролирует мелких наркоторговцев.

В середине этой незатейливой жизни был неуклюжий сексуальный опыт с единственным не издевавшимся над ним одноклассником. Потому что матери на него плевать, учителям плевать, единственный хорошо относившийся к Широну сосед, местный авторитет, погиб, остальные люди — звери. "Лунный свет" — история не про жизнь афроамериканцев и не о проблемах геев. Это об универсальных проблемах людей.

"Оскар" за лучшую роль второго плана Махершалы Али (российским зрителям этот актер лучше всего известен как опасный лоббист Реми из "Карточного домика"), который в "Лунном свете" играет гангстера средней руки, выглядит бесспорным. Но в номинации за лучший фильм у "Лунного света" были и более достойные конкуренты.

Обидно за "Манчестер у моря", страшную драму с Кейси Аффлеком (младший брат Бена, который известен меньше, а как актер гораздо лучше) в главной роли. За накал страстей "Манчестер..." достоин награды никак не меньше, чем "Лунный свет"

Речь даже не о ностальгическом мюзикле "Ла-ла-Ленд" Дэмьена Шазелла, который и так получил шесть "Оскаров". Обидно за фильм "Ограды" Дензела Вашингтона, который выступил и режиссером, и исполнителем главной роли. Это еще один "черный" фильм, и снова не об афроамериканцах или белых, а об универсальных проблемах. Сам Вашингтон потрясающе играет стареющего, вредного, злого, веселого, хвастливого, неумеренного, не очень честного, очень несчастного и бесконечно обаятельного главного героя, который прошел сложный путь бродяги, грабителя, спортсмена и, наконец, мусорщика, создал свою жизненную философию и теперь мучает своих родных. "Ограды" получили лишь один "Оскар" — вполне законную лучшую женскую роль второго плана для Виолы Дэвис.

Обидно за "Манчестер у моря", страшную драму о конченом человеке с Кейси Аффлеком (младший брат Бена, который известен меньше, а как актер гораздо лучше) в главной роли. Фильм получил две награды: собственно Аффлек как актер и Кеннет Лонерган за лучший оригинальный сценарий. За накал страстей "Манчестер..." достоин награды никак не меньше, чем "Лунный свет". Однако решение академиков известно. Нам остается только смотреть кино и выбирать: соглашаться или не соглашаться. "Лунный свет" уже в прокате, "Манчестер у моря" будут показывать в российских кинотеатрах с 23 марта.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Поделиться
Загрузка...