Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Экспертные мнения

Данный контент доступен для просмотра на персональных компьютерах и планшетах

Перейти на главную страницу

Больше, чем искусство: 140 лет балету "Лебединое озеро"

4 марта 2017, 16:43 UTC+3 Мильчин Константин
Автор
Мильчин Константин Константин Мильчин Константин Мильчин
Литературный критик, главный редактор сайта gorky.media
Профайл автора

140 лет назад, 4 марта 1877 года, в московском Большом театре состоялась премьера балета Петра Чайковского "Лебединое озеро". Ему была уготована судьба не только одного из лучших балетов мира, но и известного советского мема. Константин Мильчин — о не менее показательных случаях, когда политика присваивала себе произведения искусства.

Когда кто-то произносит слово "балет", то чаще всего первая ассоциация будет именно с "Лебединым озером". Это действительно один из лучших балетов мира. Но, не стоит забывать, что "Лебединое озеро" — это еще и советский мем.

Начиная с начала 1980-х годов показ по телевизору "Лебединого озера" был верным признаком траура по умершему генеральному секретарю ЦК КПСС. В августе 1991 году балет стал одним из символов неудачной попытки государственного переворота  — сообщение об образовании ГКЧП предварялось трансляцией именно "Лебединого озера".

По случаю юбилея великого балета стоит вспомнить другие случаи, когда искусство оказывалось странным образом связанным с политикой.

Запрещенный Верди

В середине XIX  века Италия была раздроблена. Большую часть полуострова занимали маленькие независимые государства, а север с Миланом и Венецией принадлежал австрийской империи. В 1840-х годах Пьемонт и его король Виктор-Эммануил II начал борьбу за объединение Италии и освобождение севера от власти австрийцев. Патриотично настроенные итальянцы писали на стенах слово Viva Verdi.

Композитор Джузеппе Верди в те времена и правда был на пике популярности. И да, он действительно симпатизировал делу объединения Италии. Но его славили на стенах не поэтому. Революционеры превратили фамилию Верди в акроним — Viva VERDI означало не выражение восторга в адрес творчества композитора, а Viva Vittorio Emanuele Re D’Italia (Слава Виктору-Эммануилу, королю Италии). Австрийцы за такое граффити могли и арестовать.

Так композитор стал, говоря современным языком, политическим мемом. В итоге Пьемонт победил, Италия стала единой, Виктор-Эммануил и правда стал королем новой страны, а выражать восторги в адрес Верди стало безопасным.

Со сцены на баррикады

Неаполитанский рыбак Томмазо Аньелло, или, как его называли Мазаньелло, прожил всего 24 года, но успел многое. В 1647 году он возглавил народное восстание, победил, стал правителем родного города, настроил против себя толпу, был ею растерзан, а потом удостоен всенародных похорон. По мотивам его короткой но бурной жизни французский композитор Даниэль Обер в 1828 написал популярную оперу "Немая из Портичи".

25 августа 1830 года оперу ставили в брюссельском театре Ла Моннэ. В те времена нынешняя Бельгия была частью Нидерландов, но на юге голландским монархом были недовольны. И вот, во время третьего акта пьесы, в эпизоде, где Мазаньелло поджимает восстание, брюссельская публика услышала следующее: "Да свершится месть! К оружию!" 

Слова из оперы были подхвачены в зале. "К оружию!" закричала толпа, и прямо из театра отправилась захватывать дворец правосудия, громить проправительственную типографию. Так Бельгийская революция вошла в историю как восстание, начавшееся во время оперной постановки.

Полет нацизма и насилия

Самая известная в массовой культуре музыка Рихарда Вагнера — это первые восемь минут третьего действия оперы "Валькирия". Даже человек, равнодушный к опере или даже принципиально ее ненавидящий, наверняка слышал этот будоражащий душу музыкальный отрывок известный под названием "Полет валькирий".

Вагнер был человеком своей эпохи: симпатизировал зарождавшемуся немецкому национализму, имел антисемитские взгляды. Но он, умерший в 1883 году, не несет ответственности за то, что его музыку возлюбили нацисты и лично Гитлер, которые сделали "Полету валькирий" одним из символом войны и массовых убийств.

В годы Второй мировой войны немецкие кинематографисты часто использовали "Полет валькирий" в пропагандистках фильмах. Например, во время кадров хроники с бомбардировками Люфтваффе.

Эта связь музыкального произведения и образа войны не разорвалась в массовом сознании и после 1945 года. В 1979 году, снимая свою знаменитую картину "Апокалипсис сегодня", и выбирая музыкальное сопровождение для сцены, в которой американские вертолеты уничтожают вьетнамскую деревню, Фрэнсис Форд Коппола остановил свой выбор именно на "Полете валькирий". 

Константин Мильчин

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Поделиться
источников много
ГЛАВНЫЙ ОДИН
Читайте ТАСС в Яндекс.Новости