10 марта 2017, 13:58
Мнение
Что посмотреть

"Т2 Трейнспоттинг": чего мы ждали 20 лет

В российский прокат вышел "Т2 Трейнспоттинг" — сиквел культового фильма "На игле". Константин Мильчин — о том, почему продолжения истории юных шотландских наркоманов зрителям пришлось ждать 20 лет

В 1993 году Ирвин Уэлш опубликовал свой дебютный роман "Трейнспоттинг", мрачную комедию с элементами драмы про быт юных наркоманов в пригороде Эдинбурга. Книга, которую у нас назвали "На игле", прославила автора и почти сразу стала культовой. Эта же судьба постигла и фильм, снятый в 1996 году Дэнни Бойлом с Юэном МакГрегором в главной роли. Константин Мильчин рассуждает, почему с сиквелом культового фильма по культовой книге тянули 20 лет.

Марк Рентон (главный герой первого "Трейнспоттинга") возвращается в Шотландию после 20 лет вынужденной эмиграции. Его родной Лейт все такая же дыра, зато в Эдинбурге появились трамваи и длинноногие девицы из Восточной Европы.

В прошлой жизни Марк кинул своих лучших друзей. Теперь ему надо собраться с силами и навестить их. Дэниел Мерфи по прозвищу Кочерыжка по-прежнему сидит на героине и собирается покончить с собой. Саймон Уильямсон по прозвищу Псих держит бар и промышляет мелким шантажом. Фрэнсис Бегби бежал из тюрьмы и мечтает убить Марка. И да, все постарели.

Второго "Трейнспоттинга" ждали очень давно. Дело в том, что Ирвин Уэлш свою работу сделал: в начале нулевых он написал роман с теми же героями и игривым названием "Порно". Марк Рентон возвращается в Шотландию 10 лет спустя, Саймон промышляет разным мелким мошенничеством, Фрэнсис выходит из тюрьмы, Кочерыжка остается Кочерыжкой. Саймон и Марк начинают снимать порнофильм, что позволяет Уэлшу остроумно пародировать штампы взрослой киноиндустрии и высмеивать различные секс-стереотипы.

Бойл планировал экранизировать "Порно" еще в середине нулевых, но вроде как роман не понравился МакГрегору. О проекте на время забыли.

Оригинальный "Трейнспоттинг" не просто фильм-легенда. Культовыми стали даже отдельные его фрагменты. Например, финальный эпизод. Марк, укравший у корешей деньги, идет по мосту в светлое будущее. И мечтает о новой жизни, в которой не будет героина, воровства, драк, сомнительных связей, а будет мелкое буржуазное счастье. Марк смотрел на восходящее солнце, и нам казалось, что у него все получится. Не получилось

Год назад, когда съемки все-таки начались, фанаты Уэлша начали гадать — насколько бережно Бойл отнесется к тексту романа. Так вот, новый фильм — это не порно. Что, кстати, жаль. Книга очень хороша. Тема порнографии, эротики и секса в фильме затрагивается по-минимуму. Главная героиня романа, английская студентка Никки, превратилась в болгарскую массажистку Веронику. В отличие от первого фильма, это вообще не экранизация. Вольная фантазия на тему придуманных Уэлшем персонажей.

И собственно фильм про другое. "Порно" — комедия, возможно, одна из самых смешных книжек веселого, но довольно мрачного Уэлша. Фильм же скорее грустный, про то, что убежать от себя нельзя. А вот фанаты первого фильма будут довольны. В новом "Трейнспоттинге" много самоцитат, иногда персонажи из первого фильма даже пробегают перед глазами героев второго.

Интересно смотреть на актеров и думать об их судьбе. Для Юэна МакГрегора, который играет Марка, оригинальный "Трейнспоттинг" стал первой большой ролью. С тех пор он превратился в одного из самых востребованных актеров Великобритании, играл и у Романа Поланского, и в "Звездных войнах". Джонни Ли Миллер (Саймон) успел недолгое время побыть мужем молодой Анджелины Джоли, добился многого в театре, а сейчас больше всего известен как Шерлок Холмс из американского сериала "Элементарно". Режиссер Дэнни Бойл снял "Пляж", "28 дней спустя", "Стива Джобса", получил "Оскара" за "Миллионера из трущоб".

Оригинальный "Трейнспоттинг" не просто фильм-легенда. Один мой одноклассник отрастил усы как у Фрэнсиса Бегби, говорил его фразами и пытался стать таким же агрессивным психопатом. Один мой однокурсник гордился природным сходством с Саймоном и красил волосы в тот же светлый оттенок.

Культовыми стали даже саундтрек и отдельные фрагменты фильма. Как, например, финальный эпизод. Марк, укравший у корешей деньги, идет по мосту в светлое будущее. И мечтает о новой жизни, в которой не будет страшных эдинбургских новостроек, героина, воровства, драк, сомнительных связей, а будет нормальная работа, страховка, налоги, телевизор с широким экраном, семья, жена, дети, мелкое буржуазное счастье. Марк шел в новый мир, смотрел на восходящее солнце, и нам казалось, что у него все получится. Не получилось.

Да, среди мрачных кварталов Лейта появились дома из стекла и бетона, а Эдинбургская тюрьма похожа на офис компании из Силиконовой долины, да, даже у гопников появились "айфоны", но в реальности мир не поменялся. Марк и Саймон по-прежнему выдумывают какие-то аферы, Кочерыжку бросила жена, и его уволили с работы, Фрэнсис все такой же псих. В этот момент зритель, смотревший первый фильм в 1996–1997-м, неизбежно задумывается: так, друг, а о чем ты мечтал тогда? И чего добился за эти 20 лет?