Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Экспертные мнения

Данный контент доступен для просмотра на персональных компьютерах и планшетах

Перейти на главную страницу

Книга на выходные: "История одиночества" Джона Бойна

17 марта 2017, 15:48 UTC+3 Мильчин Константин
Джон Бойн

Джон Бойн

© EPA/TONI ALBIR
Автор
Мильчин Константин Константин Мильчин Константин Мильчин
Литературный критик, главный редактор сайта gorky.media
Профайл автора

Краткая история Ирландии в скандалах вокруг католической церкви. Это как "Молодой папа", только без Джуда Лоу и идеально поставленных кадров Паоло Сорентино. Вместо этого — неторопливый рассказ на фоне меланхоличных ирландских пейзажей.

— Слушай, тебе не кажется, что ты профукал свою жизнь, а? — вполне дружески спросил Эйдан. — Неужто никогда не хотелось отмотать назад и начать заново? Чтоб все по-другому. Чтоб стать нормальным человеком, а не тем, что ты есть.

Фраза обращена к главному герою и рассказчику книги, католическому священнику. В его детстве это была самая важная и почетная в Ирландии профессия. Пройдет полвека и священнику будут задавать такие вот вопросы. Как мир, страна, церковь и главный герой прошли этот путь, и рассказывается на 400 страницах книги.

Джон Бойн сейчас, наверное, самый известный и уважаемый ирландский писатель. Его главный бестселлер — "Мальчик в полосатой пижаме", один из лучших романов о Холокосте, который когда-либо был написан. Если вы хотите дать ребенку представление о преступлениях нацистов во время Второй мировой войны, но не знаете, как подойти к теме, просто дайте почитать ему Бойна. Ребенок сам все поймет.

Тираж "Мальчика..." — свыше 5 миллионов экземпляров по всему миру. Один из главных вопросов той книги — тема коллективной ответственности и соучастия в преступлениях тех, кто вроде ничего не делал. В "Истории одиночества" Бойн рассуждает о том же, но не торопясь. Кому, как не главному ирландскому писателю, разбираться с самой страшной и болезненной для Ирландии проблемой — педофилией среди священников. Кто виноват, а кто нет, кто праведник, а кто грешник.

Но сперва, чтобы лишь подчеркнуть масштабность проблемы, Бойн погружает читателя в историю Ирландии последних лет семидесяти, в историю страны традиционной, консервативной и очень провинциальной.

"Я молчал, когда надо было кричать, я убеждал себя, что я выше этого. Я соучастник всех преступлений". Через исповедь главного героя Бойн подводит читателя к мысли, что зачастую ад — это не другие. Ад — это ты сам и то, что внутри тебя

"Мне было шестнадцать, когда в двух домах от нас обосновалась семья англичан, заставив половину Брэмор-роуд изнемогать в неодобрительном любопытстве. Конечно, новоселы всегда порождают сплетни. Пару лет назад улица яростно обсуждала шестидесятилетнего немца — где был и чем занимался во время войны. Он служил охранником в концлагере, утверждали одни; нет, говорили другие, он участвовал в заговоре против Гитлера и после провального покушения бежал в Швейцарию. Однако особая нелюбовь приберегалась для англичан. Стоит допустить сюда одну семью, как следом хлынет поток других, а мы и без того потратили немало сил, чтобы вытурить британцев из Ирландии".

И кажется, что у той старой страны и других проблем не было, кроме как переехавшие к ним англичане. Католическая церковь для ирландцев не просто авторитет, не просто институт, на котором держится государство. Это суть и смысл жизни. 

Герой вспоминает: "Я верил в Бога, Церковь и способность христианства улучшить наш мир. Я верил, что священство — благородное призвание, что в профессии этой достойные люди, желающие насаждать добро и милосердие. Я верил, что Господь не просто так меня выбрал. Мне не приходилось выискивать в себе эту веру, она была частью меня. И я думал, это навсегда".

Но рай не вечен, рай заканчивается. Церковь скомпрометирована, церковь обвиняют и обвиняют каждого священника. "Я молчал, когда надо было кричать, я убеждал себя, что я выше этого. Я соучастник всех преступлений, из-за меня пострадали люди". Через рассказ главного героя автор подводит читателя к мысли, что зачастую ад — это не другие. Ад — это ты сам и то, что внутри тебя.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Поделиться
источников много
ГЛАВНЫЙ ОДИН
Читайте ТАСС в Яндекс.Новости