Брутальный главный герой, бесы и колдуны в современной Москве, кризис позднего среднего возраста и алкоголь, философия в теории и на практике — после пяти лет "молчания" писатель и сценарист Андрей Рубанов опубликовал роман "Патриот".
Бизнесмену Сергею Знаеву 48 и у него большие проблемы. Его долги проданы коллекторам, его машину забрал эвакуатор, его бизнес отнимают, его жена давно ушла, его лицо разбито в драке, у него постоянные боли и он не может нормально жить без порции таблеток. Он пал так низко, что его собственный сын предлагает ему помощь и защиту. А тут еще выяснилось, что у него есть другой сын, о существовании которого он 16 лет даже и не подозревал.
Знаев разочаровался в жизни. Знаеву теперь одна дорога. "Я уезжаю проветриться. В один город... на границе с Украиной". Весь роман Знаев будет собираться в Донбасс, будет всем про это рассказывать, встречать восхищенные, удивленные, сочувствующие отзывы, его будут отговаривать, он будет готовиться.
Андрей Рубанов вошел в русскую литературу во второй половине 2000-х годов. Худосочный, вечно мрачный бизнесмен, человек одновременно с интеллигентским, тюремным и коммерческим бэкграундом, сперва печатал книги за свои деньги, потом нашел издателей и небольшую армию преданных читателей. В том числе и среди критиков.
Первую славу ему принес роман "Сажайте и вырастет", по сути автобиографическая история молодого предпринимателя, который попал в тюрьму по подозрению в мошенничестве. В России от тюрьмы никто никогда не зарекается, тюрьма — важная тема в литературе, про тюрьму много чего написано, но Рубанову удалось открыть новую страницу в книгах о местах заключения.
Но, главное, ему удалось создать своего собственного персонажа, свое альтер эго, обычного русского супермена. Этот герой мрачен, начитан, владеет единоборствами, он джентльмен, пьет как кинозвезда, лихо водит тачку, может разрулить и с профессорами, и с ментами, и с бандитами. Этот герой немногословен, потому что слова бесполезны. Если уж герой открывает рот, то он не говорит, а рычит. Он реально супермен, только все это зря. Герой Рубанова всегда проигрывает.
Апофеоз бесполезного супермена — это как раз Сергей Знаев. Он уже появлялся в романе Рубанова "Готовься к войне". Тот Знаев был молодой и постоянно испытывал себя. Например, каждый день нырял в бассейн и пытался там продержаться под водой на секунду больше, чем вчера. Или устроил себе дом без стульев. Зачем сидеть? Сидят бездельники. Дома ты или действуешь, то есть ходишь, или уже лежишь и спишь.
Наверное, если через много лет творчество Рубанова будут проходить в школе, то появится тема "Образ лишнего человека в русской литературе от Печорина до героев Рубанова". Знаев, как и другие главные герои Рубанова, конечно, лишний в профессии, в семье, в городе, в стране, в жизни. У них немало талантов, но или они их растрачивают впустую, или они просто не нужны стране и эпохе.
В романе "Патриот" герой, наконец, вроде бы находит применение свои суперменским способностям. Ну, конечно же, война! Там ему самое и место. Но только в 48 воевать поздно. И попасть на войну непросто. А война манит, притягивает с экранов телевизоров и из сводок новостей. Война повсюду и нигде.
"Патриот" написан очень талантливым человеком. "Патриота" хочется цитировать. "Москва никогда не спит. Москва всегда ест. Москва жуёт, проглатывает, вытирает жирные губы, Москва выпивает и закусывает, хрустит хрящами победительно".
В "Патриоте" есть очень интересные идеи. Например, Знаев считает, что "капитал разумен, у него есть своя воля, отличная от воли хозяина. Капитал сам решает, где ему лучше". А бизнес, по версии Рубанова, дело скорее вдохновения. Есть вдохновение, есть бизнес. Нет вдохновения, лучше закрывать, ничего не получится. И бизнесом занимаются не ради денег, а потому что чувствуют страсть что-то сделать.
Все это очень круто. "Патриот" — симпатичная книга, которая легко читается и которая заставляет читателя не только сопереживать, но еще и долго и плодотворно думать. Но все эти важные темы, начиная от вопроса почему 48-летнему московскому бизнесмену нет покоя в жизни и нет другой дороги кроме как в Донецк, до разумности капитала, никак не развиты. Темы только заявлены. И все. А очень жалко, потому что Рубанову было вполне по силам эти важные сюжеты развить.