Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Экспертные мнения

Данный контент доступен для просмотра на персональных компьютерах и планшетах

Перейти на главную страницу

Тихая вечность: почему фильмы Станислава Ростоцкого смотрят и переснимают

21 апреля 2017, 23:40 UTC+3 Мильчин Константин
Станислав Ростоцкий

Станислав Ростоцкий

© Николай Малышев/ТАСС
Автор
Мильчин Константин Константин Мильчин Константин Мильчин
Литературный критик, главный редактор сайта gorky.media
Профайл автора

21 апреля 1922 года в Рыбинске родился Станислав Ростоцкий, один из самых известных и неординарных отечественных режиссеров. В советское время его фильмы пользовались огромной популярностью, а в наши дни их регулярно показывают по телевизору, их просмотры в интернете бьют все рекорды.

Типичный русский лес, обычные русские избушки, русские девушки и один русский парень. Необычно то, что все они говорят по-китайски. Это не будущее, это сериал "А зори здесь тихие" совместного русско-китайского производства, снятый и впервые вышедший на экраны в 2005 году. В Китае он пользовался большой популярностью, а съемочную площадку даже превратили в отдельный развлекательный парк.

Тот сериал был ремейком легендарного советского фильма 1972 года, снятого Станиславом Ростоцким. В 2016 году вышла еще одна версия фильма, снятая уже исключительно российской командой и для отечественного рынка.

Ремейков на советскую классику сейчас довольно много. Но чтобы сразу два разных проекта и один международный — тут у "Зорь" нет конкурентов. Конечно, в основе фильма лежит очень сильный литературный источник, книга Бориса Васильева, один из лучших и самых страшных романов о войне. Но фильм как минимум равновелик книге.

Фильм гипнотизирует и завораживает даже 45 лет спустя, когда поменялись все технологии, когда и жизнь, и кино, и зрители — все стали гораздо быстрее, когда глаз настолько привык к мелькающему скоростному монтажу, что смотреть старые фильмы, даже очень хорошие, подчас невыносимо скучно.

Но, кажется, все это убыстрение жизни совсем никак не повлияло на "Зори". Ты наслаждаешься диалогами первой части и дрожишь от экшена во второй. А в самом конце этот вроде неторопливый фильм, убаюкавший зрителя сложными психологическими дилеммами, вообще превращается в аналог компьютерной "стрелялки". Когда даже самый меланхоличный зритель чувствует себя участником боя, когда пацифист оказывается прямо внутри перестрелки. Так что в первую очередь тут заслуга режиссера — Станислава Ростоцкого.

У Ростоцкого "параллельная" кинобиография. Как минимум четыре его фильма входят не просто в условный золотой фонд отечественного кино, считаются незыблемой классикой, но и являются частью русского культурного кода. "Дело было в Пенькове", "Доживем до понедельника", уже помянутые "А зори здесь тихие" и "Белый Бим Черное ухо". И еще "Герой нашего времени" и "Эскадрон гусар летучих". Но при этом, вспоминая главных режиссеров советского кино, Ростоцкого редко кто назовет первым. 

Он проходит в каком-то параллельном конкурсе, в альтернативной программе. Может быть, потому, что он от фильма к фильму очень разный. Тут и экранизация классики, и война, и деревня, и человеческое равнодушие.

Зато на каждую тему Ростоцкий высказался так, что теперь невозможно говорить об этом, не вспоминая его. Каждый раз он открывал что-то новое. В 1957 году фильм "Дело было в Пенькове" вызывал нападки и едва был допущен до показа. Так откровенно жизнь советской деревни еще не показывали.

Ну или, скажем, как можно рассуждать о школе, не упомянув "Доживем до понедельника"? И ведь смешно смотреть фильм, где уже взрослые актеры, серьезные дяди и тети самоотверженно изображают старшеклассников. Какое отношение проблемы советских учителей имеют к тому, с чем сталкиваются современные педагоги российских школ? Кажется, все изменилось. И, да — какой у них там смешной английский в фильме.

Но если внешне люди с 1968 года и поменялись, то их базовые свойства — нет. Отношения внутри коллектива все те же. Белых ворон все так же не любят. Да, советский интеллигент пытается остаться честным и принципиальным, пытается сделать сложный выбор между цензурой и совестью, честностью и консерватизмом.

Но 40 лет спустя все это выглядит фильмом о вечных проблемах. Наполнение проблем теперь другое, но их контуры все те же. Из-за этого фильмы Ростоцкого не стареют. Им не страшны ни скорости современного кино, ни смена тем. Их все равно будут смотреть.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Поделиться
источников много
ГЛАВНЫЙ ОДИН
Читайте ТАСС в Яндекс.Новости