Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Экспертные мнения

Данный контент доступен для просмотра на персональных компьютерах и планшетах

Перейти на главную страницу

Между Донцовой и Улицкой: кому вручили премию "Национальный бестселлер"

4 июня, 14:19 UTC+3 Мильчин Константин
Анна Козлова, лауреат премии "Национальный бестселлер"

Анна Козлова, лауреат премии "Национальный бестселлер"

© Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Автор
Мильчин Константин Константин Мильчин Константин Мильчин
литературный критик, главный редактор сайта gorky.media
Профайл автора

Абсолютное большинство литературных премий как в России, так и в мире вручают осенью. Но, чтобы читатели, писатели и критики не скучали, существует премия "Национальный бестселлер". 3 июня ее вручили Анне Козловой за роман "F20". Константин Мильчин — о том, почему решение жюри можно назвать успехом. 

Начнем не с романа, а с самой награды. "Национальный бестселлер", или, как его называют чаще всего, "Нацбест", появился в 2001 году. Его придумали издатель Константин Тублин и легендарный петербургский критик Виктор Топоров, человек остроумный, злой, ядовитый и прекрасный. В тот момент единственной стабильно вручавшейся денежной премией был "Русский Букер", который подвергался регулярным нападкам за конъюнктурность, предсказуемость и отсутствие какого-то влияния на рынок.

Топоров решил сделать совершенно другую премию, вне конъюнктуры, с элементами шоу и с намерением напрямую влиять на продажи. Вместо заседания жюри за закрытыми дверями у "Букера" — публичное голосование членов жюри у "Нацбеста".

В самом жюри вместо литературных генералов и интеллигентных актеров — герои шоу-бизнеса. В разные годы ими были Ксения Собчак, Тина Канделаки, Сергей Шнуров, а в этом году рэпер Баста и глава Первого канала Константин Эрнст, голос которого в итоге стал решающим.

Девиз "Нацбеста" звучит так: "Проснуться знаменитым", что предполагает вручение премии талантливым, но малоизвестным публике писателям. В некоторых случаях премия действительно помогла литераторам. Скажем, за рост своей популярности "Нацбест" должен благодарить Захар Прилепин, который стал лауреатом в 2008 году — жюри отметило его роман в рассказах "Грех". Но вот в 2004 году премию получил Виктор Пелевин, который в те времена уже засыпал знаменитым, спал знаменитым и просыпался опять-таки знаменитым без всякой помощи "Нацбеста". 

Анну Козлову трудно назвать писательницей неизвестной. Понятно, что в современной России, если не считать десятка персоналий из телевизора, "известный писатель" звучит как оксюморон. Но Козлова, представительница писательской династии, в литературе с начала нулевых.

Женская литература в России пошла двумя путями. На одном полюсе откровенно развлекательные тексты в стилистике Донцовой, на другом — интеллигентская проза Улицкой и Рубиной. И где-то между ними прокладывает свой особый путь Анна Козлова, с правдой жизни, сексом, чередованиями депрессий и веселья

Наверное, самое известное ее детище — сценарий к сериалу "Краткий курс счастливой жизни". Если вы видели этот проект, то можете получить хорошее представление о взглядах писательницы на жизнь. Взгляд этот одновременно мрачен и весело-циничен. То есть жизнь, конечно, беспросветна, но жить-то надо. Мужики, конечно, сволочи, но, в отличие от феминисток, Козлова в этом их не винит: так заведено и так устроено. И женщины у нее не лучше.

Если посмотреть глазами учебника литературы из будущего, то женская литература в России пошла двумя путями. На одном полюсе откровенно развлекательные тексты в стилистике Донцовой и ее менее тиражных коллег, на другом — высокая интеллигентская проза Улицкой и Рубиной. И где-то между ними прокладывает свой особый путь Анна Козлова, с правдой жизни, сексом, чередованиями депрессий и веселья.

"F20" — это диагноз, который поставили двум героиням, а именно — "шизофрения". Не лечиться нельзя, от лечения еще хуже. Одна капитулировала, другая сопротивляется, какая именно стратегия лучше — вопрос сомнительный.

Идея, что больны не столько сами героини, сколько все наше общество, лежит на поверхности, читается едва ли не на каждой странице, была упомянута в выступлении членов жюри и, кажется, отражена во всех критических статьях о книге.

Но большие идеи и обобщения не сильная сторона Козловой. Ее конек — это описание жизни во всей ее отвратительной красе. Описание того, как человек тонет в своей страшной болезни. Награждение Козловой — это явный успех "Национального бестселлера".

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Поделиться