В российский прокат вышел фильм режиссера Эдгара Райта "Малыш на драйве". Константин Мильчин о том, почему даже излишний поучительный пафос не губит эту картину, умело приправленную гонками и смехом.
Два мужика и брюнетка отправляются грабить банк, в машине их ждет смазливый паренек в простеньких наушниках. Пройдет пара мгновений, и вот уже все бандиты с деньгами сидят в тачке, а паренек на безумной скорости увозит их с места преступления. Под его умелым управлением машина демонстрирует чудеса: моментально разгоняется и мгновенно тормозит, легко уходит от погони, двигается боком, протискивается в любые щели. Гудят сирены, шипят шины, трещат тормоза, и звучит музыка в наушниках. Полиция повсюду — на земле и на воздухе, но паренек в наушниках опытный гонщик, и стражи порядка в очередной раз останутся с носом.
Новое ограбление, новые напарники, новая погоня, а результат тот же. У паренька немного странное имя — Малыш, и еще более странное хобби — записывать за всеми слова и делать из них сэмплы на аудиокассетах. Но зато он водит как бог и никогда не болтает лишнего. Он вообще почти все время молчит, даже когда спросят, отвечает не сразу. Зато по делу. В перестрелках не участвует, лично банки не грабит, людям больно не делает, но он, все равно, кончено же, преступник. Хоть, как и выяснится довольно скоро, преступник поневоле.
"Малыш на драйве" формально относится к жанру комедийных боевиков с бесконечными погонями, где правильное рычание мотора может быть важнее сюжета. Но есть одно важное отличие. В фильме имеется особенный герой. И не только потому, что он водит так, как обычный человек водить не может. Малыш явно отличается от всех остальных персонажей, да и от большинства людей. Он все время в наушниках, вроде как потому, что у него после страшной аварии все время звенит в ушах, а музыка забивает. Но он еще и явный интроверт, которого не очень-то интересует мир остальных людей. С другой стороны, ему нечего любить мир, который к нему постоянно враждебен, да и общаться ему приходится в основном с подонками, которые делятся на хитрых и агрессивных.
То есть ты не просто переживаешь за ловкого гонщика, ты действительно переживаешь за Малыша. Который по сути беззащитен и вызывает двойное сочувствие. По законам жанра понятно, что эта беззащитность мнимая, но симпатия все равно возникает.
Малыш трогательно привязан к приемному отцу, по ходу фильма у него появляется любовь, но все равно, с самим собой ему явно интереснее, чем с другими. Музыка в ушах — его спасение от остального мира и способ с ним коммуницировать. Люди — это набор звуков, собственно, в свою девушку он влюбляется во многом из-за ее голоса. В общем, тут речь идет о явном нарушении развития. Которое переросло в гениальность.
В принципе, все это очень симпатично — и герой, и сюжет, и гонки, и девушки, и актер Джон Хэмм, больше всего известный по роли Дона Дрэйпера в "Безумцах", который тут играет одного из грабителей, и Кевин Спейси, исполняющий роль злого гения, и сам Малыш. Но в какой-то момент начинаешь подозревать, что "особенным" героя сделали неспроста. В конце-концов после любого хорошего фильма о гонках количество любителей полихачить резко увеличивается. А тут нам заранее намекают: нет, ребята, не получится, чтобы так водить, нужно быть другим — особенным. Впрочем, этот поучительный пафос фильм никак не губит. Потому что главное в нем все-таки — гонки и смех.