Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Экспертные мнения

Данный контент доступен для просмотра на персональных компьютерах и планшетах

Перейти на главную страницу

"Аритмия" Бориса Хлебникова как фильм-врач

12 октября, 10:45 UTC+3 Филиппов Алексей
Кадр из фильма "Аритмия", режиссер Борис Хлебников, 2017 год

Кадр из фильма "Аритмия", режиссер Борис Хлебников, 2017 год

© filmpro.ru

12 октября в широкий прокат выходит картина Бориса Хлебникова "Аритмия". Кинообозреватель Алексей Филиппов рассказывает о российском фильме, который взял Гран-при "Кинотавра" и едва не поехал на "Оскар".

Октябрьская премьера "Аритмии" заканчивает "российские сезоны" — невольный цикл из трех самых важных (и лучших) отечественных фильмов года, фестивальные премьеры которых состоялись в мае и июне, а кинопрокатные раскидало на лето-осень с символичными перерывами в два месяца.

Выдвинутая от России на "Оскар" "Нелюбовь" Андрея Звягинцева вышла в прокат 1 июня, "Теснота" Кантемира Балагова — 3 августа, "Аритмия" — 12 октября, в эпицентре осенней хандры.

В большей или меньшей степени это фильмы про семью и страну. Впрочем, артикулированное обобщение считывается лишь у Звягинцева. В двух остальных реалистичные истории предпочитают выглядеть локальными и бытовыми, позволяя зрителю самому делать глобальные обобщения.

Ярославль. Олег (Александр Яценко) работает на скорой помощи, спасает жизни по графику, сопротивляясь человеческой склонности к смерти и разным бюрократическим препонам. В свободное время дрыхнет без задних ног и много выпивает, что не слишком хорошо сказывается на браке.

Его супруга Катя (Ирина Горбачева), не менее загруженная в приемном покое, в какой-то момент попросту предлагает ему развестись. Предлагает робко, неуверенно: сначала присылает СМС на дне рождения отца, также маститого врача.

Потом Олег начинает искать новую жилплощадь, но, как и во всем, что не касается работы, не слишком преуспевает. Иными словами, не очень-то ищет.

"Аритмия" — это диагноз конкретному браку, конкретному образу жизни и немного стране, где до сих пор миллион вещей оказывается важнее человеческой жизни

Серое небо и дождь за окном — идеальный задник для похода на "Аритмию". Хотя зал проняло и на летнем "Кинотавре" в солнечном Сочи, где картине Бориса Хлебникова отгрузили приз за лучший фильм и лучшую мужскую роль.

Сценарий Натальи Мещаниновой ("Комбинат "Надежда", "Еще один год"), написанный в соавторстве с режиссером, работает не столько на уровне драматургических поворотов, сколько благодаря узнаваемой жизненной логике.

Через запятую тут идут сцены супружеской жизни и трагикомические рабочие эпизоды, столкновение с начальством и домашнее непонимание, бессонные ночи и неловкие квартирные вечеринки, обиды и облегчение, жизнь и смерть.

YouTube/iVideos

"Аритмия" — это диагноз конкретному браку, конкретному образу жизни и немного стране, где до сих пор миллион вещей оказывается важнее человеческой жизни.

Олег борется с новой директивой начальства о двадцатиминутном приеме одного пациента, но схожая разнарядка существует и внутри него. Условная "двадцатиминутка" остается у врача скорой на себя и, что едва ли не важнее, на близкого человека.

Эта очень честная интонация, без лживого оптимизма и врачебного цинизма, неимоверно подкупает. К тому же "Аритмия", ставя диагноз лишь формально, не предлагает обобщающих ответов на проклятые российские вопросы "Кто виноват?" и "Что делать?"

Олег превращается в разумный скальпель, практически не способный к проявлению эмоций. И, вероятно, это — главная причина разлада, а не алкоголизм, который в ссорах даже не всплывает, к отчасти справедливому недовольству иных сторонников правды жизни.

Копящаяся в кадре усталость периодически прорезается простой и неловкой улыбкой Александра Яценко, а хирургическое спокойствие Ирины Горбачевой набухает в истерику.

У Хлебникова и Мещаниновой нет ничего постоянного, разве что большинство персонажей все-таки симпатичные и трудолюбивые люди, что не спасает их от домашних ссор и начальственного произвола, которые могут подкосить их сегодня, но они поднимутся завтра. А потом снова впадут в отчаяние — и так до бесконечности.

Эта очень честная интонация, без лживого оптимизма и врачебного цинизма, неимоверно подкупает. К тому же "Аритмия", ставя диагноз лишь формально, не предлагает обобщающих ответов на проклятые российские вопросы "Кто виноват?" и "Что делать?".

В ней есть лишь изрядный романтический флер любви к жизни, которая раз за разом пробивается сквозь почти документальный быт, зафиксированный оператором Алишером Хамиходжаевым. Живы будем — не помрем.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Поделиться