Управляющий партнер Sistema Asia Capital India Андрей Теребенин и специалист по восточным оздоровительным практикам Екатерина Теребенина продолжают открывать Индию читателям ТАСС. На сей раз они решили рассказать о месте, куда нечасто возят туристов, но куда необходимо направиться всем, кто любит архитектуру эпохи модернизма.
Когда речь заходит о путешествии в Индию, большинство туристов перемещаются по привычному маршруту Агра (Тадж-Махал) — Джайпур (дворцы-крепости) — Варанаси (центр паломничества на берегу Ганга). Или едут на юг — аюрведа в Керале и отдых в Гоа. Поэтому всегда хочется рассказать о другой Индии. К этой "другой" Индии относится и один из наших любимых городов — Чандигарх, столица одновременно двух штатов, Пенджаба и Харьяны.
Если вы, как и мы, неравнодушны к архитектуре, то вам точно понравится Чандигарх. Этот город в трех часах езды на поезде от Дели построил знаменитый французский архитектор Ле Корбюзье в середине 50-х годов XX века в "чистом поле". После обретения независимости и одновременно драматичного раздела Индии в 1947 году Пенджаб был поделен, и его столица Лахор отошла к Пакистану. Индийскому Пенджабу нужна была новая столица, и для первого премьер-министра независимой Индии Джавахарлала Неру это была еще одна возможность продемонстрировать всему миру задор молодой страны.
Модернизм Ле Корбюзье совпал с модернизацией Индии. Неру дал Ле Корбюзье карт-бланш, и тот не подвел. Чандигарх — это самый масштабный из реализованных проектов архитектора, действительно уникальное место, единственное в своем роде в мире. Город верен идеям Ле Корбюзье и сегодня — вопреки естественному индийскому хаосу и многочисленным примерам уродливой урбанизации большинства городов страны. Предельно лаконичные линии Ле Корбюзье органично живут на индийской земле, где все через край и от разнообразия цветов, форм и запахов кружится голова.
Город-сад построен по американской системе прямоугольных секторов. Его артерии — широкие улицы, перекрестки с круговым движением, естественная дренажная система, которая справляется с муссонными дождями. Везде простор — даже в жилых секторах, где нельзя строить выше трех этажей, и разросшиеся деревья укрывают дома тенью и уютом. Район государственных учреждений застроен одинаковыми зданиями, в деловом центре — просторные площади, кинотеатры, фонтаны. Ле Корбюзье мог себе позволить не экономить на пространствах. Университетский кампус, район музеев — не всякая столица государства может похвастаться такими масштабами. Детские сады и школы — учебники по архитектуре. Это один из самых чистых индийских городов, несмотря на миллионное население.
Попадая в Чандигарх, чувствуешь просто физическое удовольствие от правильных пропорций. Здания не давят, глаз отдыхает, везде можно ходить пешком. Такое ощущение, что твоя внутренняя гармония синхронизируется с гармонией города. Хотя многим здания Ле Корбюзье могут показаться уродливыми. В них нет красоты в буржуазном смысле слова. В них есть красота полета мысли, простота и структура, от которых проясняется голова. В них есть свобода. В этом смысле архитектура Ле Корбюзье лечит — так же хорошо бывает на развалинах древнегреческих и древнеримских городов.
Чандигарх — дорогой город, стоимость одного квадратного метра в центре составляет порядка 80–100 тыс. рублей. Государственным служащим жилье предоставляется бесплатно в соответствии с рангом должности. В один из своих приездов мы разговорились с жителем и буквально с улицы зашли в его дом в историческом квартале для служащих низшей категории, построенном в 50-е годы: одноэтажное здание, уютные садики спереди и позади дома, две спальни, гостиная. Нынешние жильцы достроили еще одну комнату. Семья пользуется домом, пока один из ее членов состоит на государственной службе. Помимо служащих в городе много студентов. Университетский кампус — тоже памятник модернизма.
Самое ценное в истории с Чандигархом — это то, что благодаря ему в Индии выросло целое поколение архитекторов, была создана сильная школа. И Чандигарх не единственный памятник модернизму в стране. В Дели и Ахмедабаде также немало зданий, вдохновленных этим архитектурным стилем. Чем больше узнаешь историю создания Чандигарха, тем лучше понимаешь, что Ле Корбюзье был импульсом. Он не много времени проводил в Индии, его планы претворяли в жизнь двоюродный брат Пьер Жаннере, считавший Чандигарх своей второй родиной, и команда талантливых молодых индийских архитекторов. Создатели Чандигарха говорят об уникальном духе наставничества, который развивал Пьер Жаннере. Двадцатилетним специалистам доверили строить город, к которому было приковано внимание мировой архитектурной общественности. Они справились блестяще.
Дети многих из этих архитекторов также пошли по стопам родителей и с удовольствием делятся воспоминаниями об их работе. Мы общались с соратником Ле Корбюзье, в прошлом главным архитектором Чандигарха Манмоханом Нат Шармой. Как это часто бывает во время подобных встреч в Индии, нас поразили открытость и восприимчивость, проявленные им несмотря на преклонный возраст — 90 с лишним лет.
У индийцев есть очень ценное качество — они без предвзятости воспринимают новые идеи. Гибкие, с быстрой реакцией, они могут "переварить" все, что угодно. Не скопировать, а именно воспринять, переварить и преобразовать. Ле Корбюзье отразил это в символе Чандигарха — открытой ладони, похожей на птицу. Девиз города: "Открыто принимать и открыто давать" (Open to receive, open to give). Эта открытость индийцев сочетается с тысячелетними традициями, которые подпитывают сегодняшнюю жизнь во всех ее аспектах. Неудивительно, что именно в Индии Ле Корбюзье мог создать свой город-сад. Здесь реализуются самые невероятные планы и генерируется очень много мощной творческой энергии.