Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Экспертные мнения

Данный контент доступен для просмотра на персональных компьютерах и планшетах

Перейти на главную страницу

"А вас, Штирлиц, я попрошу остаться": бессмертные роли Вячеслава Тихонова

8 февраля, 11:22 UTC+3 Корнацкий Николай
Кадр из фильма "Семнадцать мгновений весны", 1973 год

Кадр из фильма "Семнадцать мгновений весны", 1973 год

© filmpro.ru

8 февраля исполнилось 90 лет со дня рождения народного артиста СССР Вячеслава Тихонова. Николай Корнацкий — о великом актере, который сумел выбраться за пределы навязанных режиссерами амплуа.

Хулиганистый внук и его благообразный дедушка гуляют по скверу. "А правду бабушка говорит, что ты никогда не дергал девочек за косички?" "Правда, правда", — кивает дед (седой Вячеслав Тихонов в пальто и шляпе). Не дергал за косички, домой приносил пятнадцать пятерок за раз, зубы чистил и умывался каждый день. "И даже рогатки своей не было?" "Не было. Но скажу тебе — это было так скучно!" И метким выстрелом из рогатки внука разбивает вдребезги уличный фонарь.

Незатейливый юмор этого сюжета из киножурнала "Ералаш" строится не только на очевидном контрасте между детской шалостью и недетским возрастом персонажа. Рогатка особенно комична в руках народного артиста, который давно и прочно ассоциируется с определенным типажом — человека серьезного, степенного, возвышенно благородного. Однако, как ни странно, настоящий Вячеслав Тихонов рос шалопаем и воспитывался улицей, а главное, свой путь к славе начал с роли хулигана.

YouTube/Киножурнал "Ералаш" Официальный канал

Родился он в подмосковном Павловском Посаде, родине знаменитых набивных платков. Собственно, отец работал на ткацкой фабрике, мать — воспитателем в детском саду. Пролетарское происхождение как-то не вяжется с аристократическим профилем, но тем не менее никаких уроков фортепиано и стихов на французском не было. Воровал яблоки у соседей, чинарики докуривал с земли. По дурости сделал на руке наколку "Слава", которую затем всю жизнь будет скрывать. А то ведь и Наташа Ростова не поймет, и Мюллер что-то заподозрит...

В 1941-ом, в 13 лет, пошел в ремесленное училище учиться на токаря, и, может, ждала бы его рабочая стезя деда и отца, если б не искренняя влюбленность в кино. Кинотеатр в те годы был окном в другой мир, где живут настоящие чувства и творятся великие дела. Уже после войны, несмотря на протесты семьи, 17-летний Тихонов без подготовки и протекции отправился поступать во ВГИК. И благополучно срезался на экзаменах. Плачущего у стенки паренька пожалел и взял к себе известный педагог Борис Бибиков.

Еще будучи студентом, Тихонов начал сниматься в кино. Дебютом стала второплановая роль в "Молодой гвардии" Сергея Герасимова, однако особого успеха она не принесла. Еще почти десять лет режиссеры будут просто эксплуатировать его широкую улыбку, пока институтский товарищ Станислав Ростоцкий не позовет в свой фильм "Дело было в Пенькове". Роль тракториста Матвея, который хулиганит и грубит, неосознанно протестуя против окружающей серости, станет первой безусловной удачей в карьере Тихонова.

Спустя годы актер назовет Матвея самым дорогим для себя киногероем из всех сыгранных:

Почему? Да потому что работа над этой ролью помогла мне обрести веру в себя, самому убедиться в том, что у меня есть возможности создавать разноплановые характеры. Вячеслав Тихонов

Теперь его постоянно зовут на главные роли, в которых, правда, пока нет особого разнообразия. Прежде всего, он играет бравых матросов ("Ч. П.", "Мичман Панин", "Оптимистическая трагедия") и не менее бравых офицеров ("Майские звезды", "Жажда", "На семи ветрах"). Лишь однажды ему выпадает случай сыграть острохарактерную и главное — отрицательную роль — надменного князя, который накануне 1917 года строит козни благородному революционеру, влюбившемуся в его сестру ("Две жизни"). Но настоящий успех принесет совсем другой аристократ.

Режиссер эпопеи "Война и мир" Сергей Бондарчук долго не мог найти своего Андрея Болконского. Посмотреть Тихонова ему предложили сверху, когда съемки уже начались, и счет шел на дни. Эта роль, на которую актер потратит четыре года своей жизни, потребует невероятной творческой и интеллектуальной отдачи. И несмотря на успех (фильм получил "Оскар" и объехал полмира, Тихонов по опросу "Советского экрана" был признан актером года), своей работой артист так и остался недоволен.

Тем не менее именно здесь Тихонов соберет воедино все элементы того узнаваемого образа, который пройдет с ним через всю актерскую жизнь: чувство собственного достоинства, помноженное на гордость одиночества; буря эмоций и неустанная саморефлексия под маской сосредоточенного спокойствия. Более мягкую, интеллигентскую версию этого же образа Тихонов воплотит сразу после Болконского, в картине старого товарища Ростоцкого "Доживем до понедельника".

Этот фильм вытащил актера из душевного кризиса. Раздавленный провалом Тихонов вовсе подумывал об уходе из кино и долго отказывался от всех ролей. Ростоцкому пришлось пойти на откровенный шантаж и заявить: "Если ты мне друг — снимайся". А друзей Тихонов не подводил — ни в кино, ни в жизни. Снявшись в картине, он не только вернул себе уверенность в собственных силах, но и создал один из самых притягательных образов в советском кино.

Скромный учитель истории Илья Семенович Мельников стал наглядным воплощением поражения шестидесятнических идеалов перед лицом цинизма новой эпохи. Его друзья и повзрослевшие ученики прекрасно строят себе карьеру, а он, гордо отказавшийся от компромиссов, до сих пор живет один с мамой в тесной квартире. Жизнь постоянно заставляет его сомневаться в правильности выбора, и лишь дети — разные, но, к счастью, в большинстве своем неиспорченные — возвращают ему почву под ногами.

Казалось бы, всенародно любимый Штирлиц — прямая противоположность "внутреннему эмигранту" Мельникову. Он человек действия, постоянно отражающий атаки противников. С Мельниковым, помимо врожденного благородства, его роднит трагическое одиночество. Вот уже сколько лет свой любимый праздник 23 февраля он отмечает в наглухо занавешенной комнате, запекая картошку в камине и лишь мысленно напевая про Волгу.

"Семнадцать мгновений весны" были одним из первых и самым популярным советским сериалом. Несмотря на крайне неудобное время (многие зрители еще не успевали вернуться с работы), уже в первый показ его посмотрели миллионы. Улицы буквально вымирали с первыми нотами вступительной песни. Штирлиц немедленно стал героем анекдотов и кумиром дворовых мальчишек. Именем штандартенфюрера актера постоянно окликали на улице.

Тихонов с достоинством пережил этот успех, сыграл еще десятки разноплановых ролей ("Белый Бим, Черное ухо", "ТАСС уполномочен заявить...", "Убить дракона" и др.), однако после распада СССР почти перестал сниматься, так и не приняв новые времена и нравы. Его амплуа оказалось катастрофически анахроничным.

По-своему символично, что последним его фильмом (артист скончался 4 декабря 2009) стал рязановский "Андерсен". Тихонов играет там сумасшедшего, который носит нимб из проволоки, а потом оказывается настоящим Богом. Кто-либо другой показался бы здесь неуместным, а к Тихонову вопросов нет — где еще таких сыскать, как не на небе.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Поделиться
Читайте
ТАСС VK
Много новостей? Мы собрали главные в нашей расссылке!