Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Экспертные мнения

Данный контент доступен для просмотра на персональных компьютерах и планшетах

Перейти на главную страницу

Вслед за убытками Tesla Маск заговорил о реорганизации компании

18 мая, 12:30 UTC+3 Корогод Сергей
Илон Маск

Илон Маск

© EPA/JERRY LAMPEN
Автор
Корогод Сергей Сергей Корогод Сергей Корогод
эксперт по информационным технологиям
Профайл автора

Компанию Тesla Илона Маска продолжают сотрясать скандалы — последние квартальные результаты показали огромные убытки, постоянно возникают проблемы в производстве и сбыте, судьба новых анонсированных моделей в тумане. Спустя почти год после начала производства своей первой массовой модели Model 3 компания так и не смогла отладить производство. Мало того, что темпы сборки гораздо ниже графика, компания вынуждена была уже дважды полностью останавливать производство. Сам Маск объяснил это "чрезмерной автоматизацией" и намеревался использовать при сборке больше людей, что противоречит концепции полной автоматизации, да и вообще выглядит странно, особенно учитывая постоянно вспыхивающие скандалы из-за использования на сборке нелегальных мексиканских рабочих, которых еще и заставляют серьезно перерабатывать.

Плюс ко всему этому в последнее время из компании ушел целый ряд топ-менеджеров, а на последнем разговоре с инвесторами и аналитиками Маск был чрезмерно резок (учитывая, что разговаривал он с людьми, которые дают ему деньги и обеспечивают репутацию) и полностью отказался говорить о финансовой ситуации, чем спровоцировал всплеск критики на рынке и падение акций компании. Сейчас Маск старается спасти положение, объявив о "глубоком реформировании" Тesla. Итак, в чем же дело?

Что не так с Тesla?

Если отвлечься от текущих краткосрочных проблем, то вырисовывается следующая картина. Тesla слишком долго ходит в "перспективных стартапах", ведь компании уже 12 лет. Пора взрослеть.

Одна из общих проблем, с которыми сталкиваются все стартапы, — это переход на массовое производство, который требует полной перестройки. Дело в том, что стартап начинается с идеи и развивается, если у этой идеи находится достаточно последователей-энтузиастов, вслед за которыми уже приходят инвесторы. Энтузиасты готовы мириться с недостатками и завышенной ценой ради идеи, а инвесторы вкладывают деньги в расчете на дальнейшую перспективу и захват рынка любой ценой. В результате у стартапа на первом этапе появляется много "лишних" денег, с помощью которых можно покрывать неэффективное производство и дыры в менеджменте.

Но как только компания пытается перейти на массовое производство и ориентироваться уже не на готовых платить фанатов (которые к этому моменту, как правило, заканчиваются, то есть все, кто хотел купить первый блин за большие деньги, уже его купили), а на обычных покупателей — ее ждет большой удар, потому что из звезд, выступающих перед восторженными поклонниками, они превращаются в "одних из" и теперь им нужно конкурировать за внимание обычного покупателя, в том числе и по цене. В общем, ценообразование приходится полностью пересматривать.

Крупнейшие автопроизводители не просто так торгуются из-за 10 центов у каждого компонента. Они прекрасно осознают — при их объемах производства это будет экономия в миллионы долларов. Они смогут сэкономить на издержках, предложить более низкую цену и в конечном счете победить. У Тesla нет этого опыта, там вряд ли умеют оптимизировать издержки и точно рассчитывать все аспекты производства. Впрочем, даже если бы и умели — Тesla не имеет большого веса на рынке, чтобы давить на контрагентов, да и объем производства относительно невелик. Поэтому те же детали будут для нее обходиться дороже. Не говоря уже о том, что при небольших объемах производства общие издержки на один автомобиль также гораздо выше.

Это, кстати говоря, показывает, что попытки сравнения "в лоб" с конкурирующими моделями традиционных автопроизводителей (чем часто грешат даже журналисты), не говоря уже о  дутой капитализации (которая у Тesla явно выше объективного уровня), — некорректны и не приводят к продуктивным результатам.

Таким образом, даже если бы Model 3 не имела проблем с производством, жесткая конкуренция на рынке (а эта модель позиционируется как бюджетная и массовая) уже стала бы довольно серьезным вызовом для компании. И это если оставить в стороне вопрос о том, что многие страны потихоньку отменяют налоговые льготы и субсидии (это когда государство напрямую оплачивает часть стоимости) для электромобилей, что резко снижает их конкурентоспособность.

А оно нам надо?

С другой стороны, возникает вопрос — а насколько Маску интересно тратить силы на превращение Тesla в обычную скучную компанию, которая отслеживает издержки и рентабельность? Он не производственник, он пиарщик, а его компании — это большие пиар-проекты, направленные на популяризацию определенной идеи, под которую он и собирает деньги. Он может фонтанировать ярко вспыхивающими в СМИ идеями, может даже построить работающий продукт, но вот заниматься  рутинной оптимизацией производства... К тому же Тesla уже во многом выполнила свою задачу как пиар-проект, а массовое конвейерное производство дешевых Model 3 — это скучно.

Тем более что у Маска есть целый ряд других "прорывных" проектов, которые пока не достигли стадии практической реализации, но уже собрали огромные деньги, и вот там его таланту пиарщика есть где разгуляться. И есть успешно работающая SpaceX.

Другой вопрос, что и здесь все работает только до тех пор, пока идут деньги без счета от государства. Сейчас, например, SpaceX поднимает стоимость запуска аж на 50%, мотивируя это тем, что NASA заставило их полностью переделать космический грузовик Dragon (и, кстати говоря, в NASA считают технику SpaceX потенциально опасной из-за заправки охлажденным топливом непосредственно перед стартом и побаиваются доверять Маску пилотируемые запуски). В результате NASA придется платить за один запуск SpaceX чуть ли не $150 млн. А ведь изначально обещалось, что из-за возвращаемой первой ступени запуски будут на 30% ниже, чем у конкурентов из Роскосмоса, то есть стоимость запуска должна была быть около $50–60 млн.

Быть или не быть?

В общем, Тesla, больше других проектов Маска завязанная на потребительский рынок (остальные больше полагаются на госфинансирование или инвестиции), стоит перед сложным этапом: чтобы выжить и развиваться дальше, ей нужно полностью менять свою бизнес-модель. Добиться успеха на этом пути удается обычно лишь небольшому проценту стартапов, а большая часть либо банкротятся и полностью уходят с рынка, либо вынуждены переходить под крыло больших корпораций, у которых туго с новыми идеями, но зато хорошо с оптимизацией издержек.

Но помимо "Сможет ли? " про Тesla стоит спрашивать:"А захочет ли?" Учитывая текущее состояние дел на рынке в целом, возникающие у все большего количества государств сомнения в сверхэкологичности электромобилей и отмену субсидий, для Маска может оказаться предпочтительнее сдать Тesla кому-нибудь из традиционных автопроизводителей, красиво оформив это с точки зрения пиара, и заняться другими, более забавными и "прорывными" проектами. И пусть каждый делает свое: Роскосмос возит людей в космос, автопроизводители осваивают электромобили… а Маск будет мечтать о блестящем будущем.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Поделиться
Читайте
ТАСС VK
Много новостей? Мы собрали главные в нашей расссылке!