Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Экспертные мнения

Данный контент доступен для просмотра на персональных компьютерах и планшетах

Перейти на главную страницу

Онлайн-площадка Nonfiction.film: каким должно быть честное документальное кино

8 июня, 16:00 UTC+3 Капкова Софья
© Михаил Почуев/ТАСС
Автор
Капкова Софья Софья Капкова Софья Капкова
Основатель Центра документального кино и онлайн-платформы Nonfiction.film
Профайл автора

Nonfiction.film родился, как и все мои другие проекты, из личных запросов и интересов. Все, чем я занимаюсь, должно быть по-настоящему, искренне интересно мне. Иначе в этом нет энергии, а значит, не будет успеха. В моей сфере очень важны личные связи, нужно быть одного культурного кода со своим зрителем. Поэтому я выбираю знакомые мне вещи, которые близки людям, интересы и ценности которых разделяю я сама. Не должно быть никакого вранья. Ложь — путь к неуспеху. В какой-то момент я подумала, как мне, человеку, который много работает, у которого пятеро детей и бесконечно что-то происходит в жизни, сесть и посмотреть правильный и важный фильм? Таких людей много в моем окружении.

Требований у нас очень много. Во-первых, это должно быть кино, которое зарекомендовало себя на международных и российских фестивалях, оценено зрителями, то есть за меня кто-то заранее должен провести предварительный отбор, а мне не нужно гуглить имена режиссеров. Во-вторых, мы понимаем, что все, что мы смотрим, абсолютно легально. Я против пиратства категорически. Я считаю, что это не очень правильно в нашем конкретном обществе выкладывать все бесплатно в интернет. Мы привыкли к бесплатной медицине, к бесплатному образованию… Многие документалисты, которые приходят к нам в ЦДК, не понимают, почему должны платить за билет. А у меня, например, даже не возникает такой вопрос — я проработала 15 лет в телецентре "Останкино", но я же не прошу покормить меня в местном буфете бесплатно за заслуги перед Отечеством.

Мы уважительно относимся и к индустрии — режиссерам, продюсерам и прокатчикам, перечисляем им часть прибыли

Но у меня есть надежда как-то переломить эту тенденцию, в частности с помощью платформы Nonfiction.film.

Для кого

Как и все мои проекты, это нишевой продукт, но даже в этом случае я ставлю задачу привлечь как можно больше аудитории. Фестиваль Context, которому уже пять лет, доказал, что это достижимо. Если в первый год проект собрал 2 тыс. человек, то в этом году было продано уже больше 30 тыс. билетов. К нам ходят умные, интересующиеся, говорящие на иностранных языках, много путешествующие, неплохо зарабатывающие люди, а также студенты и креативная молодежь. Мне бы хотелось также достучаться до каждого такого — интеллигентного, умного, неравнодушного человека, который разделяет со мной одни и те же нравственные и культурные ценности. Они могут находиться где угодно. Именно поэтому онлайн-кинотеатр Nonfiction, который мы недавно запустили в рамках проекта ЦДК, рассчитан на любого интересующегося зрителя в России и мире. ЦДК прекрасен, но это всего лишь 90 мест на Зубовском бульваре, а мы хотим большего. Мы не ориентируемся только на города-миллионники, мы будем рады даже одному человеку на село или нескольким на небольшой город.

Nonfiction.film — это международный проект, потому что он дает возможность смотреть кино вне зависимости от того, где находишься. Фильмы будут размещены в каталогах в зависимости от прав и геолокации. Но это обычная мировая практика. При этом мы понимаем, что при всем желании мы не сможем стать русским Netflix. Нельзя сравнивать себя с гигантом, а вот брать пример с дерзкого, стремительно набравшего аудиторию проекта точно нужно. Теперь в Америке уже люди могут совсем не смотреть телевидение, потому что у них есть Netflix.

Миссия

Потребность в подобном ресурсе назрела и в России. Причем давно. У нас довольно мало платформ с акцентом на неигровое кино. Есть сервис Виталия Манского, конечно, но нас конкуренция не пугает. Рынок растет, и зритель от этого выигрывает. К тому же у нас разный подход: у Виталия довольно много фильмов, которые можно посмотреть бесплатно, а мы продаем просмотры, в аренду или навсегда.

Наша задача — построить такую платформу, которая в будущем приучит зрителей платить за качественный продукт. Мы же в обмен показываем легальные фильмы в хорошем качестве, просмотр которых не будет прерываться рекламой. И еще надо понимать, что деньги зрителя уйдут непосредственно тем людям, которые с этим контентом связаны. То есть мы уважительно относимся и к индустрии — режиссерам, продюсерам и прокатчикам, перечисляем им часть прибыли. Нужно понимать, что мы не выстраиваем здесь бизнес-империю, у нас нет задачи озолотиться.

Давно пора изменить представление о неигровом кино. Говорить, что ты не любишь документалистику, — то же самое, что сказать, что ты не читаешь нон-фикшн. Это признак ограниченности. Форм и жанров очень много даже в документальном кино. Nonfiction берет на себя такую миссию — делает тематические подборки. Например, там есть список из номинантов на "Оскара". А если вы, как моя старшая дочь, помешались на теме экологии, то такое кино для вас мы собрали в отдельной категории.

Многозадачность как данность

Секрет всего моего бизнеса прост. Я — многозадачна. В детстве со мной мама вечно боролась, потому что я могла делать уроки, лежа на полу, смотреть телевизор и слушать кассетный плеер в наушниках. И мне не мешало это хорошо учиться. Я так умею, так устроен мой мозг. Мне нужно быть в движении, мне жизненно необходимы звуки города, шум мегаполиса. И наоборот, тишина в деревне — мой кошмар. Поэтому у меня так много разных проектов.

Я могу работать директором крупнейшего фестиваля современной хореографии или запустить первый в России Центр документального кино, а еще, если нужно, я могу работать и официанткой (так уже было) или водителем Uber (так еще не было)

Но, с другой стороны, у меня ведь не сразу появилось пятеро детей. Моей старшей дочери 18 лет, а младшей только исполнился год. Вот и ЦДК мы запустили семь лет назад, а теперь еще вот Nonfiction — новый член нашей семьи. Конечно, им я занимаюсь в данный момент больше всего, но потом точно так же, когда он встанет на ноги и не будет уже нуждаться в "грудном вскармливании", я буду просто ему радоваться.

И я не боюсь начать все с нуля, если вдруг что-то пойдет не так. Я, конечно, сомневающийся человек, но в себе достаточно уверенный. В жизни есть место и стремительным взлетам, и неожиданным падениям. У меня было и то и другое. Но это и есть Жизнь. Я уверена, что смогу пережить и одно и другое. Я могу работать директором крупнейшего фестиваля современной хореографии или запустить первый в России Центр документального кино, а еще, если нужно, я могу работать и официанткой (так уже было) или водителем Uber (так еще не было). И отлично вожу машину, мне это нравится! На днях я так даже в шутку и сказала мужу, что могу быть прекрасным таксистом: мне же есть что рассказать! Теперь мне есть еще и что показывать.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Поделиться
Читайте
ТАСС VK
Много новостей? Мы собрали главные в нашей расссылке!