Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Интервью

Данный контент доступен для просмотра на персональных компьютерах и планшетах

Перейти на главную страницу

Необходимо сформировать механизм, чтобы открыть новые перспективы взаимодействия Индии и ТС - председатель ЕЭК Виктор ХРИСТЕНКО

3 апреля 2013, 14:33 UTC+3
Поделиться
Фото ИТАР-ТАСС

Фото ИТАР-ТАСС

Председатель коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Виктор Христенко прибыл в Индию с рабочим визитом, чтобы обсудить целесообразность предлагаемого индийской стороной Соглашения о свободной торговле республики с Таможенным союзом (ТС). В интервью журналистам по итогам своих переговоров с индийским министром промышленности и торговли Анандом Шармой он рассказал о перспективах партнерства Индии с Россией, Белоруссией и Казахстаном, планах по расширению организации и продвижению переговоров об её сотрудничестве с Вьетнамом и Новой Зеландией.

 

- Виктор Борисович, скажите, пожалуйста, как вы оцениваете нынешнее сотрудничество Индии с Россией, Белоруссией и Казахстаном по отдельности и перспективы партнерства республики с ТС как организацией?

- У Индии с каждой из стран Таможенного союза - Россией, Белоруссией и Казахстаном - сложились особые экономические и политические отношения. Они характеризуются странами как стратегические и привилегированные. За всем этим стоит богатая история и, с другой стороны, понимание долгосрочных перспектив. Наверное, с точки зрения объема отношений и их диверсификации Россия занимает лидирующие позиции в этой «тройке». Взаимоотношения двух стран охватывают самые различные сферы, в том числе, достаточно чувствительные, как с технологической, так и военной точки зрения, в частности, разработку и производство новых видов авиационной техники. Индия, Россия, Белоруссия и Казахстан также разделяют схожие позиции на международной арене. Все это является благоприятным фоном для многостороннего сотрудничества в рамках ТС.

- Что реально изменилось в структуре и деятельности ТС за последние несколько лет?

- За последние пару лет в ТС произошли существенные изменения. В первую очередь, был сформирован наднациональный орган - Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Он принимает решения, которые затем непосредственно исполняются на территории трех стран. Эти решения относятся к внешней торговле, областям таможенного и технического регулирования, различным мерам, в том числе, санитарным. Все они значимы в рамках сотрудничества России, Белоруссии и Казахстана с Индией.

- А что эти изменения означают для наших индийских партнеров?

- В этом процессе формирования ТС и единого рынка трех стран есть ряд положительных моментов для Индии. Как минимум, это расширение границ рынка с едиными правилами, соответствующими лучшей международной практике и правилам Всемирной торговой организации (ВТО). Таким образом, для индийских партнеров более обширная территория становится понятна с точки зрения развития торговых и инвестиционных операций. Для того, чтобы субъекты экономической деятельности точно понимали, как применять новые правила в текущей ситуации, нужен постоянный рабочий контакт правительства Индии и ЕЭК.

- Какие задачи ставит перед собой ЕЭК?

- Президенты России, Белоруссии и Казахстана поставили себе цель завершить к 1 января 2015 года запуск следующего по глубине формата - Евразийского экономического союза. На пространстве трех стран должны быть полностью реализованы четыре свободы - свобода передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Это существенное достраивание наднационального законодательства и расширение компетенции наднационального исполнительного органа и, по сути, формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы на такой большой территории.

- Есть ли определенная роль, которая в данной связи отведена таким стратегическим партнерам, как Индия?

- Задачей, которую мы в первую очередь ставим перед собой, является полное информирование наших коллег из правительства Индии о том, как и в каких областях принимаются решения об экономическом взаимодействии республики с ТС. Конечно, наши стратегические партнеры должны все это знать, понимать и видеть в этом для себя открывающиеся возможности. Мы, в свою очередь, должны так организовать взаимодействие и диалог, чтобы это было понятно им, как в целом, так и по каждому конкретному пункту в отдельности.

- Ранее в этом месяце глава Евразийского департамента министерства иностранных дел Индии Аджай Бисария, выступая на круглом столе, посвященном российско-индийским отношениям, заявил, что Соглашение о всеобъемлющем экономическом сотрудничестве между Индией и Таможенным союзом позволит значительно активизировать двусторонние связи с РФ в сфере торговли и инвестиций. Обсуждали ли Вы с индийской стороной возможности подписания данного соглашения?

- Это как раз вторая задача, которая состоит в том, чтобы добавить к вышеупомянутым возможностям новые источники развития. Мы прекрасно понимаем, что такие источники надо искать не только в торговле товарами, но и в сфере услуг, инвестиций. Оформить это можно как одну из уже существующих на сегодняшний день мировых практик, например, международный договор. Среди его возможных форматов - Соглашение о свободной торговле. Если такой документ появится, то он должен охватывать, как я уже сказал, и сферу услуг, и торговлю, и инвестиций. Тогда он будет по- настоящему комплексным соглашением, которое будет обладать потенциалом для развития. Чтобы выйти на договоренности такого рода, придется провести исследование, направленное на выяснение возможностей удовлетворения интересов развития Индии и всех стран ТС. Наверное, для такой работы придется сформировать совместную рабочую группу, дать ей задание и ждать соответствующего доклада. Именно об этом сегодня и шла речь.

- В каком формате стоит ожидать развития данной темы?

- Мы продолжим данный разговор с правительствами стран ТС для того, чтобы в ближайшее время достигнуть понимания. Встречу решено провести на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) в июне текущего года для дальнейшего обсуждения рабочих процессов. Необходимо выйти на путь формирования такого механизма, который бы позволил открыть новые перспективы взаимодействия Индии и ТС и добиться новых результатов на этом пути. Мы движемся к созданию площадки для обсуждения вопроса о том, какой именно документ, например, Соглашение о свободной торговле, мог бы способствовать дальнейшим перспективам развития отношений между Индией и ТС.

- Что по этому поводу думают на высшем уровне?

- Как мне представляется, руководство Индии, России, Белоруссии и Казахстана даже в рамках недавних контактов на высшем уровне подчеркивали не только хорошую историю отношений друг с другом, но и готовность сделать такой шаг. Поэтому вопрос надо изучать.

- До Нью-Дели Вы посещали Ханой, где обсуждали аналогичное Соглашение о свободной торговле между ТС и Вьетнамом. Удалось ли достигнуть какого-то прогресса в этом вопросе и можно ли говорить о сроках завершения работы над документом?

- В Ханое состоялась церемония старта переговоров по Соглашению о свободной торговле между ТС и Вьетнамом. Определять какой-то крайний срок в переговорах - дело неконструктивное. В практике такого рода обсуждение может длиться долго; иногда - бесконечно долго. Примером могут стать переговоры о вступлении Турции в Европейский союз (ЕС). Самой Индии сейчас предстоит 17-й раунд переговоров по Соглашению о свободной торговле с ЕС. Значит, не все так просто. Если все пойдет нормально, то за пару лет мы сможем завершить работу над соглашением с Вьетнамом. У нас, по крайней мере, уже расписаны раунды переговоров на этот и следующий год, и только в этом году запланированы четыре раунда на уровне министров. Соответственно, между ними будут раунды на уровне экспертов, видеоконференции и прочее.

- ТС также неоднократно упоминал о Соглашении о свободной торговле с Новой Зеландией. Работа над ним также идет?

- Ситуация с Новой Зеландией в какой-то степени проще, а в какой-то - сложнее. Есть один из важнейших секторов в агропромышленном комплексе, интересы в котором никак не могут быть урегулированы. Когда ищутся развязки такого рода, важно достигнуть конкретных результатов, а не ощущения безудержного счастья, которое никогда не наступит. В то же время эти два документа с Вьетнамом и Новой Зеландией являются для нас прецедентом. Над ними работает не только ТС в целом, но и каждая страна в отдельности, которая впервые формулирует такого типа соглашение и модель выстраивания отношений с внешним миром.

- Есть ли планы по расширению ТС?

- Сейчас идут официальные консультации по присоединению Киргизии к ТС. Это не такой простой процесс. Законодательная база ТС основывается на сотне различных договоров. К ним надо не просто присоединиться, взяв на себя определенные обязательства. Под них надо полностью подстроить свою государственную машину, и мы эту работу ведем в формате специальной высокопоставленной группы. К концу году мы надеемся завершить работу над Дорожной картой по присоединению Киргизии и определить сроки данного процесса. Для нас принципиально важно, не повторяя ошибок Европейского союза, не столько гнаться за широтой интеграции, сколько не упустить ее глубину.

- То есть информация о присоединении Украины или Молдавии является не более чем спекуляциями в средствах массовой информации?

- Пресса не обсуждает то, что неинтересно. Формально процесс присоединения с соответствующей заявкой исполняет одна страна - Киргизия. ТС и формирующийся Евразийский экономический союз открыты для расширения такого рода, однако, это долгий и непростой путь. Очень важно в этой связи не только расширение самого ТС, но и его взаимодействие со странами или различными объединениями стран.

- Есть ли объединения, с которыми ТС рассчитывает на сотрудничество в первую очередь, например, группа БРИКС?

- Когда Россия, входя в БРИКС, держит определенную позицию, особенно, касающуюся сферы экономики, можно утверждать, что она согласована с ее партнерами по ТС, и Россия как бы транслирует ее от лица всего ТС. На мой взгляд, связи такого рода в наше время могут играть более важную роль, чем некоторые формальные включенности. Мы готовы к расширению, но не за счет глубины интеграции. К расширению взаимодействия, как с интеграционными региональными структурами, так и структурами, сформированными на другом основании, как БРИКС, и заинтересованы в углубленном партнерстве с нашими стратегическими партнерами.

 

Александр Антипин

(ИТАР-ТАСС)

Архив эксклюзивных интервью в базе данных ИНФО-ТАСС по подписке

Поделиться
источников много
ГЛАВНЫЙ ОДИН
Читайте ТАСС в Яндекс.Новости