Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Интервью

Данный контент доступен для просмотра на персональных компьютерах и планшетах

Перейти на главную страницу

Виталий ЛОПОТА: пока политики одумаются, мы должны спроектировать следующее поколение орбитальной станции

11 апреля 2014, 10:30 UTC+3
Поделиться
© ITAR-TASS / Alexandra Mudrats

В преддверии Дня космонавтики президент ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С. П. Королева Виталий Лопота в эксклюзивном интервью ИТАР-ТАСС рассказал о перспективах развития отечественной пилотируемой космонавтики в целом и ведущего российского ракетно-космического предприятия в частности, а также поделился своим мнением насчет влияния ситуации на Украине и введения американских санкций на международное сотрудничество по космическим программам.

— РКК «Энергия» и украинские «Южмаш» и КБ «Южное» сотрудничают по программе запусков ракет-носителей «Зенит» с плавучей платформы в Тихом океане по программе «Морской старт». Скажется ли сегодняшняя ситуация на Украине на этом проекте?

— Я думаю, ситуация на Украине мало повлияет на перспективы «Морского старта». Южный машиностроительный завод загружен сборкой «Зенитов», где используется значительная часть российских компонентов. Разрыв отношений будет означать банкротство днепропетровского завода. Разве украинцы пойдут на это? Ведь основная доля заказов у «Южмаша» — это ракеты «Зенит». Украинская сторона всегда добросовестно выполняла и выполняет свои обязательства в рамках контрактов, которые мы с ними заключаем.

— Первый в этом году запуск с «Морского старта» должен был состояться 16 апреля, но по техническим причинам его перенесли. Известно ли уже, из-за чего произошла нештатная ситуация, и когда состоится пуск с плавучего космодрома?

— При сухом вывозе ракеты-носителя и ее установки на стартовую позицию были зафиксированы технические замечания по установке ракеты. В настоящее время идет устранение выявленных замечаний. Я думаю, пуск состоится примерно в середине мая.

— Сколько всего планируется стартов с плавучего космодрома?

— Заказы у «Морского старта» имеются, поэтому в настоящее время на «Южмаше» в производстве еще четыре ракеты.

— Повлияло ли решение американской стороны ввести санкции против России в космической сфере на поставку российских двигателей РД-180 в США? Будут ли эти поставки продолжены?

— Решение о поставке двигателей в настоящее время никто не отменял. Мы продолжаем их производить по соответствующим контрактам и срокам.

— В прессе прозвучало сообщение, что США собираются наладить лицензионное производство российских ракетных двигателей РД-180 на собственной территории. Как вы думаете, реальная ли это перспектива?

— Я думаю, что это нереально. Это будет слишком дорого, кроме того, быстро производство на территории США не наладить. Насколько я знаю, американские двигателестроители пытаются создать собственные мощные двигатели. Но по заданным характеристикам они будут значительно уступать российским.

— Как вообще сказываются санкции НАСА, какие конкретно проекты они затрагивают?

— Пока это скорее информационный прессинг. Никаких официальных писем, официальных бумаг в РКК «Энергия» не поступало. В любом случае на пилотируемой космонавтике это не скажется. Американцы поставляют электронную компонентную базу для пилотируемых программ (для пилотируемых космических кораблей «Союз», для грузовых кораблей «Прогресс»). Пока поставки продолжаются.

— Как, по вашему мнению, в будущем будут развиваться МКС и космическая инфраструктура в целом?

— Надо сформировать полнокровный российский сегмент, который будет обладать большими, чем в настоящее время, ресурсами. Когда будет принято решение об утилизации МКС, мы можем отстыковать новые модули российского сегмента и образовать на орбите космическую станцию следующего поколения, предложив международному сообществу развивать ее как единый инженерный комплекс.

— Помешают ли развитию МКС и реализации планов по дальнейшему развитию космической инфраструктуры американские санкции?

— Я думаю, политики очень быстро одумаются. Но пока политики одумаются, мы должны уже спланировать и спроектировать следующее поколение орбитальной станции.

— Что может быть положено в основу будущей космической инфраструктуры?

— Говоря о будущей космической инфраструктуре, я бы говорил прежде всего о научно-энергетическом модуле (НЭМ), который в настоящее время создается и признан международными партнерами как наиболее совершенный.

— Когда планируется запустить НЭМ?

— Ориентировочно НЭМ должен быть полностью готов к концу 2016 года. Запуск, скорее всего, состоится в 2017 году. И если мы до 2024 года будем эксплуатировать МКС, как это сегодня обсуждается, то начиная с 2025 года российский сегмент будет иметь еще хороший эксплуатационный ресурс. В частности, наши партнеры согласились на базе НЭМа создавать посещаемую станцию у Луны. Развитие космической инфраструктуры должно идти эволюционно. Была станция «Мир», утопили ее и только через десять лет смогли сделать МКС — нельзя больше допускать такие провалы.

— Как обстоят дела еще с одним новым модулем для МСК — модулем «Наука»?

— Многофункциональный лабораторный модуль (МЛМ) находится в Центре им. Хруничева с конца декабря прошлого года. Сейчас они обещают до конца апреля принять окончательное решение, сколько времени им понадобится на исправление выявленных недочетов. Когда Центр им. Хруничева исправит огрехи, которые они допустили, то сразу после этого мы отправим его на Байконур. Цикл заводских и предстартовых испытаний будем уже проводить на Байконуре. На это потребуется не менее девяти месяцев.

— Когда РКК «Энергия» планирует транспортировать модуль на Байконур?

— Я думаю, Центру имени Хруничева потребуется еще не менее года. В 2015 году МЛМ, к сожалению, скорее всего, не полетит.

— РКК «Энергия» также производит разгонные блоки (РБ) ДМ-3. Проводится ли модернизация РБ? На каких пусках он используется?

— На «Морском старте», в Федеральной космической программе, в программах Минобороны. Наш разгонный блок интегрируется со всеми имеющимися и создаваемыми тяжелыми РН («Зенит», «Протон», «Ангара» и др.).

Разгонный блок ДМ постоянно совершенствуется. У него увеличен объем баков, для того чтобы лишнюю тонну поднять на геостационарную орбиту. Его модернизация практически завершена, подготовлено серийное производство, и мы работаем над следующим поколением. Следующее поколение наших разгонных блоков будет отличаться большим функционалом и эффективностью.

— А что касается модернизации космического корабля «Союз», когда полетит первый модернизированный пилотируемый корабль «Союз-МС»?

— В конце следующего года. Он будет отличаться тем, что на нем будет спутниковый комплекс связи, который будет работать через КА серии «Луч». Связь будет в любой точке орбиты без посредников.

— Продолжая тему этих спутников-ретрансляторов, когда на МКС будет доставлено необходимое оборудование, чтобы связь со станцией шла через «Лучи»?

— Дело в том, что техническое задание на эти спутники-ретрансляторы было сформировано без нашего участия, и получилось, что изготовление аппаратуры для связи МКС с этими спутниками было не запланировано. Сейчас эта аппаратура изготавливается и в ближайшие месяцы будет доставлена на станцию.

— Известно, что РКК «Энергия» прорабатывает возможность кооперации со швейцарской компанией РОАГ. Не могли бы вы рассказать об этом поподробнее?

— Эта европейская компания делает обтекатели для ракет космического назначения, пиросистемы, узлы, фермы и др. В производстве используются современные композитные материалы и инженерные решения. Изделия РОАГ очень привлекательны на рынке. РКК «Энергия» и РОАГ обсуждают интеграцию ресурсов двух компаний для появления конкурентоспособной продукции. Думаю, наша кооперация даст хороший синергический эффект.

— На какой стадии сейчас создание перспективного пилотируемого транспортного корабля? На какой ракете полетит космический корабль?

— Закончен технический проект, идет рабочее проектирование, отрабатываются необходимые технологии. Корабль для полетов в дальний космос будет иметь массу 20 тонн, при его использовании на околоземной орбите его масса будет порядка 14 тонн. Для испытания корабля на второй космической скорости необходимо использовать ракеты-носители грузоподъемностью не менее нескольких десятков тонн и сертифицированные для пилотируемых программ. Такие носители мы должны создать.

— Есть ли уже заказы у совместного российско-европейского предприятия «Энергия — Спутниковые системы»?

— Да, мы в настоящее время выполняем ряд заказов.

Беседовала Синева Милена

(ИТАР-ТАСС)

 

Поделиться
Загрузка...