Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Интервью

Данный контент доступен для просмотра на персональных компьютерах и планшетах

Перейти на главную страницу

Ольга ЗАХАРОВА: мы за модой не гонимся, мы ее формируем

5 сентября 2014, 14:51 UTC+3
Поделиться
© ИТАР-ТАСС/ Зураб Джавахадзе

Директор ЦПКИО им. М. Горького Ольга Захарова рассказала про генплан его реконструкции, почему, затевая перестройку, не спросили мнение горожан, как в концепцию "модного, богемного места" вписывается День ВДВ и каких сюрпризов ждать на День города.

- Несколько лет назад принципиально поменялась концепция развития парка. Как она звучала тогда? И можно ли сказать, что основные этапы реконструкции парка уже завершены?

- Нет, реконструкция парка незаметно идет. В этом году мы объявили конкурс на генплан его реконструкции. Все будет зависеть от финансирования, но глобально, я думаю, работы будут завершены к 2018 году.

Параллельно мы реставрируем и приспосабливаем главный вход, где мы хотим сделать музей и сувенирную лавку, смотровую площадку, выносим все хозяйственные постройки за пределы партерной части парка. А в 2011 году, когда мэр Собянин впервые озвучил идею организации общественного пространства, никто не знал, что это такое.

Видение парка тогда складывалось из первоочередных мер: нужно было все очистить, сделать освещение, отремонтировать туалеты, расставить видеокамеры для безопасности, сделать Wi-Fi, озеленить парк. Когда здесь стояли аттракционы, им нужно было много места, и большое количество деревьев спилили, их корни закатали под асфальт. Мы восстанавливали все газоны.

 В парке впервые с 1928 года была отменена плата за вход.

Реконструкция парка и разработка концепции - процессы достаточно сложные и длительные. Важно не рубить с плеча, делать все осмысленно и вдумчиво. Нужно учитывать мировые тренды в организации общественных пространств, делать так, чтобы в парке было удобно всем - и взрослым, и детям, и людям с ограниченными возможностями.

- Сколько подрядчиков тогда работало в парке Горького? Как вы решали с ними все организационные вопросы?

- Тогда их было около 70, в основном владельцы общепита и аттракционов. Было много незаконных построек, которые пришлось сносить. Годовой доход парка в 2011 году был всего 135 млн руб.

- А сейчас?

- Сейчас 600 млн руб. в год и более 800 подрядчиков. Их больше, потому что появилось много маленьких компаний: кто-то продает кукурузу, кто-то - жареные каштаны. Сейчас мы работаем с ними, отталкиваясь от контента, который нам нужен. Парк не стремится работать с крупными сетевыми проектами общепита, а отдает предпочтение молодым, талантливым, креативным предпринимателям. В чем прелесть не сетевых, а авторских проектов? В том, что они всегда предлагают что-то совершенно новое, интересное, необычное. Нам важно, чтобы посетители парка имели возможность пробовать все самое уникальное, инновационное, модное, наконец. Причем это касается не только еды, но и образования, спорта, детских занятий, оформления парка.

- Вы тогда не советовались с посетителями, что они хотят видеть в парке Горького?

- Нам тогда все говорили: верните аттракционы. Но на том этапе было невозможно советоваться с посетителями, потому что невозможно спрашивать о том, чего у них никогда не было. Никто не знал, что такое комфортная среда. Мы тогда начали создавать площадки для молодежи. Поняли, что подросткам некуда деваться. И вот вместе с крупными компаниями спортивного снаряжения был создан скейт-парк, площадки для волейбола, баскетбола, футбольные поля. Началось строительство инфраструктуры.

Два последних года мы много экспериментировали. Построили суперсовременные спортивные площадки, площадку для пляжных видов спорта, большой спортивный центр. У нас были концерты симфонического оркестра и балет "Жизель" под открытым небом. В парке открыт коворкинг, где могут работать не только дизайнеры, предприниматели, стартаперы, но и молодые мамы, потому что им очень удобно отправить детей на занятия в "Зеленую школу". Для детей есть целый образовательный кластер: городская детская дача, программы по искусству и архитектуре в "Гараже", пешие походы по Воробьевым горам. Мы планируем и дальше развивать детское образовательное направление в парке.

Мы придумали совершенно невероятную возможность для горожан - каждый желающий может стать дирижером целого оркестра из 20 музыкантов

- С  каким количеством компаний вы сотрудничаете?

- У нас около ста партнеров. Мы делаем спортивные, образовательные и культурные проекты, по ораторскому искусству, вокалу. Делали проект с  Дмитрием Быковым про литературу, экскурсии об истории парка или России, есть проекты с ВШЭ и МИСИС. Сделали свой проект "Зеленая школа", где дети на практике учатся биологии, физике, сажают и пропалывают кустики, работают в столярной мастерской. Здесь важно, кто тот преподаватель, кто тот учитель, который сможет влюбить в свое дело. Мы заменили развлекательную функцию на образовательную.

- Парк Горького считается модным местом. Однако мода меняется каждый сезон. Вы за ней гонитесь?

- Мы за модой не гонимся, мы ее формируем! Парк Горького с момента его основания в 1928 году задавал тренды. Он всегда был центральным парком и площадкой для экспериментов. Мы остаемся лицом Москвы, поэтому нам важно все делать качественно, вопрос не в моде. Модный - это не ключевое слово для парка. Мы про вечное, про хороший вкус.

Парк Горького и сейчас является трендсеттером. Мы первыми стали делать классические концерты под открытым небом, бесплатные образовательные программы, начали выпускать свою газету. В том числе мы первыми ввели комплексную систему безопасности, сделали бесплатный Wi -Fi.  Мы общаемся с посетителями на двух языках начиная с навигации и заканчивая меню в ресторанах.  Многие детские программы ведут преподаватели, которые блестяще говорят на нескольких иностранных языках, экскурсии доступны для иностранных граждан, все новости сайта, "Первая Парковая газета" и страницы в социальных сетях парка Горького переводятся на английский язык.

С нововведениями сложно, потому что мы проходим этот путь впервые. Но все новые проекты обсуждаются в деталях, мы буквально берем любого сотрудника и просим его пройти все этапы проекта - смотрим, с какими сложностями он сталкивается.

Парк не стремится работать с крупными сетевыми проектами общепита, а отдает предпочтение молодым, талантливым, креативным предпринимателям

- На вашем сайте уже появилась программа к Дню города. У вас запоют садовники и продавщицы мороженого - вы подготовили мюзикл? Идеи вам спускают сверху или это ваша придумка?

- Нет, нам ничего не спускают сверху. Все придумала наша креативная команда. Обычно каждый парк защищает свою программу в департаменте культуры и дальше ее воплощает, поэтому все программы разные. Мы устраиваем больше театральное шествие с задекорированными под мороженое или лодку автомобилями, с людьми в ярких костюмах. Артисты будут перемещаться по всей территории парка, останавливаться на наших площадках и разыгрывать спектакли. Шествия начнутся в 12.00, 16.00 и 19.00.

При этом весь день из каждого уголка парка Горького будет доноситься своя музыкальная тема, у входа мы поставим поющий рот, на музыкальной эстраде будет настоящий симфонический оркестр, можно будет стать за дирижерский пульт, и музыканты будут читать каждый взмах руки. У нас гитаристы на катамаранах будут петь серенады для влюбленных. У нас запоют продавщицы мороженого, садовники, озеленители, весь технический персонал.

- Это будут работники парка или профессиональные музыканты?

- В разных отделах у нас есть люди, которые правда хорошо поют, особенно среди сотрудников старшего возраста. Мы знаем это по нашим внутренним мероприятиям, поэтому эти коллективы будут состоять из профессионалов и сотрудников парка.

Любая музыка - это часть жизни парка, его атмосфера. В этом году в парке Горького появилось большое количество музыкантов. С четверга по воскресенье обычно сюда приходят люди с таким драйвом, правда хорошо поют, правда хорошо играют.

В этом году мы объявили конкурс - любая команда могла прислать свои демо-записи, и, в зависимости от их музыки, мы даем им площадку для выступления. Барабанщики, например, давно заняли набережную. Никаких известных исполнителей мы решили не привлекать, в день рожденья города сами будем делать себе праздник. Будут ярмарки.

Мы придумали совершенно невероятную возможность для горожан - каждый желающий может стать дирижером целого оркестра из 20 музыкантов. С 13.00 на площади музыкальной эстрады каждый желающий  сможет выйти к пульту дирижера, поднять палочку и управлять игрой настоящего оркестра. Оркестр будет реагировать на каждый взмах палочки, играть быстрее или медленнее или замирать в ожидании следующих пожеланий дирижера.

В "Зеленой школе" дети будут петь, играть, делать невероятные головные уборы, узнавать ноты и шуметь, будут печь печенья в форме нот, мастерить маракасы из подручных материалов, лепить из глины или выпиливать из дерева ноты и музыкальные инструменты.

На Голицынском пруду трубадуры будут исполнять серенады на катамаранах для всех влюбленных. Так что есть хороший шанс сделать любимой предложение руки и сердца именно в этот день у нас в парке - уж это точно будет незабываемо и оригинально!

- На наших городских ярмарках обычно высокие цены, вы их контролируете?

- Для ярмарки мы выбрали демократичные бренды, это не будет очень дорого. На День города мы не делаем специальных общепитов и не будем контролировать цены, но мы всегда их контролируем во время тематических мероприятий. Например, чтобы на Масленицу блин не мог стоить 500 руб.

- Парк Горького очень популярен у хипстеров, богемы, при этом 2 августа он становится центром притяжения "голубых беретов". Как День ВДВ вписывается в стилистику парка?

- Парк для всех, мы не считаем, что он или для молодежи, или для семейных. Мы почему-то акцентируем внимание на десантниках, считается, что в "их" день в парк ходить небезопасно. Но это миф. Принято думать, что только они дерутся и лезут в фонтаны, а вы посмотрите, сколько детей и взрослых купаются в фонтанах в жаркий день!

Когда в 2011 году обсуждалось, что же такое парк Горького, то было принято решение не только дать старт новым праздникам и сохранить традиции. День ВДВ - один из них.

- И все-таки есть разница между взрослыми мужиками и детьми с родителями.

- Да, действительно, раньше они приходили в парк, и было понятно, что их никто не ждет, а ведь это их праздник. Когда мы сделали концерт на главной сцене, когда начали раздавать арбузы, придумали программу для их детей, сделали вывеску "Ждем вас снова", десантники стали приходить в парк Горького со своими семьями. Кто-то из них спокойно встречается со своими однополчанами. Посмотрите, сейчас 2 августа в парке много детей, родителей с колясками. Люди поняли, что мы о них думаем, и стали вести себя иначе. Я считаю, что мы переломили стереотип.

- Если переломили, то почему 2 августа в парке Горького запрещена продажа алкоголя. Почему его надо запрещать?

- Алкоголь в парке не продается во время массовых мероприятий и государственных праздников, это не только Дня десантника касается. Да, это принципиальная позиция города, потому что не все люди могут контролировать себя на фоне эмоций, после некой эйфории могут перебрать - это безопасность. Город обязан обеспечить безопасность всех людей, которые в этот день празднуют, отдыхают или работают.

- Почему в Европе никогда не вводят подобных ограничений и там продажа алкоголя никак не сказывается на безопасности отдыхающих?

- У них не празднуются в таком масштабе государственные праздники. К примеру, когда приезжал Тим Маршал, который делал Централ-парк в Нью-Йорке, он удивился, как мы проводим такие мероприятия в парке и еще при этом делаем много образовательных программ. У них парки или прогулочные, или развлекательные, как датский Тиволи-парк. А у нас ежедневно в парк Горького приходят около 150 тыс. человек, а на 9 Мая у нас был миллион посетителей.

- Вы сказали, что в обычный день в парк приходят до 150 тыс. человек, а по праздникам бывает до миллиона. Нет ли у вас ощущения, что парк переполнен? Как с этим быть?

- Да есть, конечно, такое ощущение. Но эти люди всегда были в Москве, просто они стали приходить к нам, и это хорошо, это доказывает, что мы делаем интересные вещи для разных людей. За эти три года парк очень вырос. Изначально это была площадка для москвичей, сейчас у него уровень международного парка, делаем программы с разными посольствами, с Институтом Гете делали "Исчезающую стену". Что делать с переполненностью? Развивать дополнительные пространства, пешеходные зоны, там тоже какие-то мероприятия сейчас делаем. Просто это не происходит за один день.

- Парк Горького прирос новыми территориями, недавно к вам отошла территория МГУ. Как она впишется в концепцию парка? Будут ли в едином стиле оформлены другие парковые зоны - Нескучный сад, Зеленый театр?

- У каждой территории есть свое собственное лицо. Мы восстановили обсерваторию недалеко от главного входа, в Нескучном саду посетители могут прогуляться по Летнему домику графа Орлова, посетить Охотничий домик XVIII века, где снимают программу "Что? Где? Когда?".

Мы собрали историко-культурные исследования, теперь важно все объекты культурного наследия парка отреставрировать, они должны жить, должны быть доступны для посетителей. Мало того, им нужно придать современный смысл, функциональность.

Зеленый театр к нам не относится, он в ведении департамента культуры города. Конечно, есть разные идеи по его развитию. Например, создать многофункциональную открытую площадку, на которой делать театральные, музыкальные представления, интересные концерты под открытым небом.

- А что делать с парковками, которых катастрофически не хватает? В выходные на Крымском мосту выстраивается в несколько рядов очередь из машин тех, кто хочет попасть в парк.

- У нас есть парковка перед главным входом на 210 машино-мест. На той стороне Крымской набережной, у Музеона, еще на 400 мест. Но этого все равно недостаточно. Нам как минимум надо 70 тыс. мест. Но тогда, может быть, весь парк Горького закатать в асфальт и сделать одну большую парковку? Мне кажется, здесь важно не забывать, ради чего мы это делали, точно не ради парковки. Мы же не находимся далеко за городом, где надо идти пешком 33 км или ждать автобуса. Не было понимания, что можно прогуляться и отдохнуть, когда не было пешеходных зон. От прогулки насыщаешься жизнью Москвы.

Парк Горького очень удобно расположен, рядом две станции метро. На Воробьевы горы тоже можно приехать на метро.

- Что вы приготовили к зиме кроме традиционного самого большого катка в Европе?

- Мы не кичимся размерами, так получилось, что мы сделали самый большой каток на 18 тыс. кв. метров. Вся зима у нас пройдет в одном ключе. В этом году мы выбрали для оформления стиль поп-арт, стиль картин Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна. Зимой очень хочется цвета, красок ярких. Главный вход, фасады оформим в этой стилистике, в прошлом году закатывали светодиоды в лед на катке. Это круто, когда люди могут кататься на льду, который переливается всеми цветами.

На Воробьевых горах у нас есть лыжни на 3 тыс. и 800 метров, может, запустим еще лыжню вдоль набережной. Рядом с Крымским мостом будет сноубордическая площадка, чтобы прохожие засматривались на фигуры, которые делают сноубордисты. Мы три года делаем такую площадку, и было приятно видеть, как молодежь, даже малыши, тащат свои огромные сумки с доской в мороз минус 30. Я, конечно, удивляюсь этому сообществу, им погода нипочем!

- Сколько человек обслуживают парк?

- 550 человек работают во всех четырех зонах, включая вновь присоединенные. В 1928 году в парке и Нескучном саде, который всегда был территорией парка, работали 1500 человек. Здесь был театр, были ясли, просветительские площадки. Сейчас сотрудников в три раза меньше, но мы не теряем темп и качество работы. И я горжусь своей командой, потому что парк - это люди, которые каждый день создают атмосферу радости, и именно за этим сюда приходят горожане.

Беседовала Мария Багирова

(ИТАР-ТАСС, Москва)

Поделиться